Порсгрунн
По́рсгрунн (Porsgrunn), город на юге Норвегии, в фюльке Вестфолл-ог-Телемарк.
Общие сведения
Расположен в устье реки Порcгрунн, при её впадении во Фриерфьорд. Площадь территории 164 км2 (2020).
Порсгрунн является узлом железных и автомобильных дорог: через пригороды проходит трансъевропейская скоростная автомагистраль Е18, соединяющая г. Кристиансанн (Норвегия) и Столичный округ Стокгольма (Швеция). Комплекс морского порта, обслуживающий урбанистический район Порсгрунн – Шиен, включает гавани в Порсгрунне, Шиене и Бревике.
Население
Численность населения составляет 36,4 тыс. человек (2020), за последние 25 лет она увеличилась почти на 15 % (1995 – 31,7 тыс., 2000 – 32,9 тыс., 2005 – 33,4 тыс., 2010 – 34,7 тыс., 2015 – 35,8 тыс.). В начале 21 в. вследствие активных интеграционных социально-экономических процессов Порсгрунн практически объединился на севере с г. Шиен (сформировалась конурбация Порсгрунн – Шиен; вместе с расположенными южнее городами Бревик, Лангесунн и Статхелле образует седьмой по численности населения урбанистический район Норвегии – свыше 90 тыс. человек).
Религия
Наибольшее число верующих города относятся к лютеранской церкви Норвегии. Также в Порсгрунне есть католики (церковь Божией Матери Доброго Света) и православные (приход Сербской православной церкви).
История
Территория современного Порсгрунна была заселена в раннее Средневековье. Основную часть жителей составляли арендаторы земель монастыря на о. Гимсёй (основан в 12 в., закрыт во 2-й трети 16 в. в ходе Реформации), имелись также немногочисленные частные владения. Угодья отдельных, довольно крупных и доходных, хозяйств входили в состав различных административных единиц, границы которых сходились в данной местности. Административно территория была подчинена фогту волости Братсберг.
Название Порсгрунн впервые встречается в описании, составленном священником и историком П. К. Фриисом (около 1576). Долгое время Порсгрунн, располагающийся ближе к морю, фактически выполнял роль порта г. Шиен, находящегося в 10 км выше по течению реки Фарэльва (ниже по течению, от Шиена до Порсгрунна, эта же река называется Шиенэльва, ещё ниже по течению – Порсгрунн). С 15 в. Шиен стал крупным центром экспорта из Норвегии древесины – как строевого леса, так и пиломатериалов. На месте Порсгрунна, куда из Шиена лес сплавлялся вниз по реке, располагались склады, корабельные верфи и стоянки, причалы, с 16 в. также немногочисленные лесопильни, солеварни, железоплавильные и кузнечные предприятия.
В 1653 г. по приказу короля Фредерика III (1651) в Порсгрунн из Шиена была перенесена таможня. Это было вызвано тем, что морские суда больше не могли подниматься к Шиену по обмелевшей реке. Землю под новую таможню пришлось выкупить в казну у местного владельца Г. Нильсена. Отдельные таможенные пункты, подчинённые таможне в Порсгрунне, были расположены также по берегам залива Лангесунн. Развитие деловой активности и наличие органов королевской финансовой администрации способствовало устойчивому росту постоянного населения и возникновению города. Изначально в районе Порсгрунна было значительное и постоянное присутствие иностранцев – немцев, датчан, шведов, англичан, испанцев, голландцев – из числа коммерсантов, мастеров, членов корабельных экипажей, наёмных рабочих. Во 2-й трети 17 в. постоянно проживало около 130 чел. Должность капитана порта учреждена в 1670 г., с 1730 г. к Порсгрунну начали приписывать корабли.
Казённые здания нуждались в постоянном ремонте, поэтому с 1744 г. правительство требовало от таможенных служащих ремонтировать их за собственный счёт и передавать сменщикам в должном состоянии. Наряду с казёнными постройками вдоль дороги на Шиен стали появляться частные дома, в которых селились служащие таможни и члены их семей; строились также хозяйственные здания и коммерческие заведения – торговые склады, постоялые дворы, трактиры, конюшни и пивоварни. Таможенники, капитаны кораблей, лоцманы и другие состоятельные жители в 1-й половине 18 в. стали откупать у государства или брать в аренду земли для собственного строительства. Служащие и руководство таможней сменялись достаточно часто из-за хронической коррупции.
Отсутствие у Порсгрунна статуса города позволяло местным жителям широко и беспошлинно торговать с иностранцами и между собой, не платя рыночных сборов, на что они периодически получали королевские разрешения. Это создавало известную конкуренцию между ними и жителями Шиена, которые были вынуждены получать разрешение на коммерческую деятельность в Порсгрунне и его окрестностях. С целью регламентации работы портов, надзора за судоходностью гаваней и рек, согласно закону 1735 г., в Порсгрунне начала регулярно работать специальная портовая комиссия. В 18 в. в окрестностях Порсгрунна при участии властей велось активное дорожное строительство, возведение новых и ремонт старых мостов через реки, а также организация паромных переправ. Большой вклад в развитие Порсгрунна внесли губернатор К. Берг (в 1721–1731), а также промышленник и купец Х. Лёвеншёльд (ум. в 1759), которые старались придать ему городской облик, организовать планировку районов и улиц.
В 18 в. Порсгрунн состоял из 4 частей – Усебаккена, Западного и Восточного Порсгрунна, разделённых реками Лейркупэльвен (через неё имелся мост) и Порсгрюннсэльвен (была паромная переправа) и имевших самостоятельное управление. Особое управление имел также песчаный о. Толлбудёйен, на котором располагалась таможня и дома служащих. В налоговом отношении Порсгрунн был подчинён Шиену. В 1738–1741 гг. с Порсгрунном было организовано регулярное почтовое сообщение: хотя собственного почтового отделения там не появилось, но соответствующие обязанности взяли на себя служащие таможни.
2-я половина 18 в. стала временем устойчивого роста торговли древесиной, в которой ведущее положение занимало семейство Олл. Его представители финансировали постройку общественных зданий (ратуша, школа, дом престарелых). Богатые семейства фактически захватили власть в Порсгрунне, подчинив работу таможни своим интересам. Крупные торговцы лесом и металлом, продававшие товары большими партиями, закрывали доступ на рынок мелким и средним предпринимателям. В 1760 г. правительство предоставило предпринимателям Порсгрунна исключительное право перевозки товаров только собственными судами, внутренний оборот был поставлен под контроль таможни. В 1764 г. создан собственный приходской храм, что означало начало объединения приписанных к нему земель в одну административную единицу – приход. Купцы и владельцы лесопилок Порсгрунна поддержали требование к правительству о создании в Норвегии собственного кредитного банка. Доходность торговли зависела от изменений конъюнктуры европейской торговли: спрос на древесину и металл возрастал лишь в периоды крупных войн, а протекционистские меры зарубежных правительств снижали деловую активность и сбыт продукции.
Устойчивый рост Порсгрунна, в том числе городского строительства, наблюдался до 1807 г., когда в Европе начал осуществляться режим континентальной блокады. На протяжении 2-й половины 18 в. между Шиеном и различными общинами, расположенными в его окрестностях, шли споры о проведении городской границы. Наиболее густонаселённой частью Порсгрунна оставались районы на западном берегу реки, самые состоятельные владельцы по-прежнему селились близ владений таможни на о. Толлбудёйен. Владелец металлургических заводов, лесопилен и кораблей К. Дейкман был библиофилом и собрал огромную библиотеку, составившую впоследствии часть фонда университетской библиотеки в Кристиании (ныне Осло). Представители семейства Раш вкладывали средства от торговли в развитие сельского хозяйства, агрикультуры, ремёсел и рыболовства, создав Общество экономического поощрения губернии Братсберг. Местности внутри Порсгрунна стали называться по владениям богатых семейств (Оллгорен, Рашборг и др.), усадебные дома строились в модных стилях барокко и рококо. Видным представителем «эпохи Просвещения» в Порсгрунне был доктор Х. Мёллер, заложивший начала регулярного медицинского обслуживания (больница в Усебаккене на 20 коек) и вошедший впоследствии в состав Топографического общества Норвегии, ставившего своей целью полное топографическое и статистическое описание Норвегии. Во время расцвета в Дании и Норвегии пиетизма религиозная обстановка в Порсгрунне была более свободной, а образованное общество придерживалось рационалистических взглядов. Общественную картину Порсгрунна и нравы его обитателей, особенно ожидания молодёжи, в романтическом духе описал в своих «Записках» Я. Олл (1790-е). В обыкновение вошли концерты и балы (в доме органиста П. Шварка, семейства Раш и др.). Остальной Порсгрунн продолжал представлять собой сельскую местность с сельскохозяйственными угодьями, часть которых застраивалась нелегальными тавернами, постоялыми дворами, конюшнями. Для борьбы с преступлениями и упорядочения управления губернатор Мольтке разделил эту местность на несколько полицейских округов, что не способствовало дальнейшему сплочению коммуны. Улучшило ситуацию со здравоохранением создание постоянной аптеки (1807). Важным событием в истории Порсгрунна стала первая общая перепись населения (1801).
Благодаря успехам в социально-экономическом развитии правительство предоставило Порсгрунну право пользоваться правами «торгового города» (1807), но без формального приобретения городского статуса. Это было сделано под давлением властей Шиена, которые стремились оставить Порсгрунн в своём ведении.
В 1842 г. Порсгрунн добился присвоения ему статуса полноправного города. 2-я половина 19 в. стала временем устойчивого роста парусного кораблестроения, на которое переключились ведущие предприниматели города (семейство Флуд и др.). В 20 в. городу не удалось перепрофилировать верфи на производство крупных судов на паровом ходу и удержать за собой первенство в стране в области кораблестроения. Лесопильное производство ко 2-й трети 19 в. пришло в упадок, что привело к разорению прежних зажиточных владельцев. Новыми отраслями промышленности стали производство точильных инструментов (1884) и фарфора (1887). Появлению местных кадров в промышленности способствовало открытие технического училища (1884). Новый этап промышленного развития города в 20 в. связан с открытием предприятий по производству электротехники и чёрной металлургии. С 1929 г. Порсгрунн стал центром производства минеральных удобрений.
Начавшаяся в 1870-х гг. борьба Порсгрунна за включение в состав города территорий соседних сельских коммун, завершилась лишь в 1964 г., когда в него полностью или частично вошли земли 6 окрестных муниципалитетов.
Архитектура
В Порсгрунне сохранились такие памятники архитектуры, как Западная церковь с элементами рококо (1758), здание пастората (1784; ныне городской музей Порсгрунна), морской музей (в здании бывшего таможенного склада, 1760), бывшая ратуша Бревика (построена в 1760 как торговая лавка; ныне городской музей Бревика; с воссозданием интерьера лавки, аптеки и почтового отделения начала 20 в.). Также в городе расположены церкви: Божией Матери Доброго Совета в «драконьем стиле» (1899, архитектор Х. Бёрве), Херёйа в русле модернизма (1957, архитекторы Х. Абрахамсен, Х. Гринде), Бревик в духе традиционализма (1963, архитекторы Г. Блакстад, Х. Мунте-Кос), Стридсклев (2000, архитектор К. Кверндокк), Восточная церковь (2019, архитектор Э. Сурневик; построена на месте уничтоженной пожаром в 2011 одноимённой церкви 18 в.); Морской музей и центр науки «Дуверден» (2013, архитектурные бюро COBE и Transform). Образцом ресурсоэффективной архитектуры является офисное здание Powerhouse Telemark (2020, архитектурное бюро «Снёхетта»).
Образование
В городе функционирует кампус Университета Юго-Восточной Норвегии (с 1994 – Университетский колледж Телемарка, в 2016 – слился с Университетским колледжем Бускеруда и Вестфолла в Университетский колледж Юго-Восточной Норвегии, с 2018 – современные статус и название).
Фестивали
Ежегодно проводится международный театральный фестиваль (с 1976).
Достопримечательности
Действует центр культуры и отдыха «Муле Варде» с парком редких видов растений.
Хозяйство
В начале 2020-х гг. Порсгрунн – один из крупнейших активно развивающихся промышленных центров Норвегии. Основная часть производственных мощностей сосредоточена в пределах индустриального парка «Херёйа» (2002), находящегося на о. Ролигетен в устье реки Порcгрунн на территории исторической промышленной зоны компании NorskHydro; современный этап его развития связан с началом привлечения внешних резидентов. В индустриальном парке «Херёйа» действуют свыше 80 компаний-арендаторов с общим числом занятых около 2,5 тыс. человек (2020).
Значительная часть продукции предприятий (до 85 %) экспортируется. Специализация индустриального парка тесно связана с химической промышленностью и цветной металлургией. Основные производственные мощности принадлежат компании Yara International ASA – одному из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений (около 8 % мирового рынка). Комплекс Yara включает заводы по выпуску комплексных минеральных удобрений (2 млн т в год), азотной кислоты (1,3 млн т в год), кальциевой селитры (1 млн т в год), аммиака (53 тыс. т в год) и др. С 2015 г. внедряются новые мощности, в том числе предприятия по улавливанию и производству газов (углекислого газа, аргона, азота, кислорода), средств контроля запахов, жидких удобрений и др. Цветная металлургия представлена крупным заводом по производству марганцевых сплавов (силикомарганца, ферромарганца и др.) компании Eramet Norway AS (в структуре французской фирмы Eramet, занимающей 2-е место в мире по производству марганцевых сплавов). В рамках индустриального парка «Херёйа» сложилась уникальная цикличная система переработки и вторичного использования отходов различных производств: топочные газы, образующиеся в результате деятельности металлургических предприятий, становятся сырьём для химических производств и т. п. Важная стратегическая деятельность – поддержка стартапов в сфере охраны окружающей среды и переработки отходов. В парке расположен один из крупнейших бизнес-инкубаторов Порсгрунна – Proventia AS (2013).
Активно развиваются наукоёмкие отрасли: с конца 2-го десятилетия 21 в. второе рождение переживает производство компонентов для систем солнечной энергетики (кремниевых пластин для модулей солнечных батарей); действуют заводы компании REC Solar Norway, одного из мировых лидеров в этой области, пришедшие на смену обанкротившимся компаниям Elkem Solar и REC ScanWafer AS.
Вне структуры индустриального парка большое значение имеет сектор электротехнической промышленности, в частности завод компании Beha Elektro AS по выпуску нагревательных элементов, различных видов нагревателей и печей.
Близ Порсгрунна (в районе г. Бревик) расположен уникальный для Норвегии завод по производству цемента (компания Norcem), использующий альтернативные виды топлива (бытовые и промышленные, в том числе опасные отходы). В 2020 г. завод Norcem Brevik запустил программу по улавливанию парниковых газов, став экспериментальной площадкой в рамках национального проекта «нулевых выбросов» в атмосферу и центром «зелёной индустрии».
Третичный сектор экономики Порсгрунна представлен административными услугами, услугами в социальной сфере, здравоохранении, финансовой и экспертной деятельности. В Порсгрунне имеются 2 частные клиники. Доступна помощь врачей общей практики в центре общественного здравоохранения.
Важную роль играет транспортно-логистический комплекс на базе морского порта «Гренланд», который обслуживает в том числе индустриальный парк «Херёйа» (грузооборот около 10 млн т в год, в основном насыпные и генеральные грузы).
Одно из важных и динамично развивающихся направлений туризма – геотуризм. Порсгрунн относится к особо охраняемой зоне «Геа Норвегика», где можно увидеть особенности геологического строения территории, обнажения горных пород и др. В городе развит экотуризм. Популярны лодочные туры, пешие походы (хайкинг, треккинг) и велотуризм. Созданы многочисленные маршруты разного уровня сложности и развёрнутая спортивно-туристическая инфраструктура.