Подволочная картина
Подволо́чная карти́на (от «подволок» – плафон, потолок), в русском светском искусстве 16–18 вв. живописный плафон, потолочная роспись. Получила широкое распространение в интерьерах царских и боярских палат, где в 16–17 вв. отдавали предпочтение орнаментальным росписям, сюжетам из притч и астрологической символике (изображения солнца, планет, карты звёздного неба) или украшали потолки узорным («травчатым») письмом; в 18 в. обрела популярность аллегорическая и мифологическая тематика. Встречается в описаниях историка И. Е. Забелина: «Подволоки деревянных хором, украшаемые живописью, составлялись обыкновенно из нескольких штук, или клееных щитов, прикрепляемых к потолку комнаты... Иногда подволочные штуки были собственно картины, писанные на полотне» (Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. 1. Ч. 1. М., 1918. С. 189).