Андреев Николай Ефремович
Андре́ев Никола́й Ефре́мович [28.2(12.3).1908, село Ржевка Санкт-Петербургского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне в черте Санкт-Петербурга – 25.2.1982, Кембридж, Великобритания], историк, публицист, литературный критик, мемуарист. Из семьи инженера. Окончил философский факультет Карлова университета (1932).
Биография
В 1919 г. вследствие Гражданской войны в России семья Н. Е. Андреева бежала в Эстонию вместе с отступавшей армией Н. Н. Юденича. С 1925 г. член литературного кружка Ревельской русской городской гимназии, Ревельского русского литературного кружка. В школьные годы начал публиковать критические статьи по литературе в местной прессе. Окончил Ревельскую русскую городскую гимназию в Таллине (1927, с отличием). Учился на философском факультете Карлова университета (1927–1932) и в Русском институте сельскохозяйственной кооперации в Праге (не окончил). Ученик профессоров В. А. Францева, Й. Горака, А. А. Кизеветтера, Е. А. Ляцкого, Л. Нидерле. Личный стипендиат президента Чехословакии Т. Г. Масарика. Доктор философии (1933). Читал курсы истории русской литературы и истории России в Русском свободном университете в Праге.
Сотрудник Семинара имени Н. П. Кондакова (1928), действительный сотрудник (1931), библиотекарь (1932), действительный член (1933), член правления (1935), учёный секретарь (1938) и директор (1939–1945) Археологического института имени Н. П. Кондакова в Праге.
Активно участвовал в культурной и литературной жизни Русского Зарубежья. В 1930-х гг. печатался в ведущих периодических изданиях русской эмиграции – журналах «Числа» (Париж), «Воля России» (Прага), «Знамя России» (Прага), «Рассвет» (Таллин), «Новь» (Таллин); газетах «Возрождение» (Париж), «Россия и славянство» (Париж), «За свободу!» (Варшава), «Последние известия» (Таллин), «Наша газета» (Таллин) и др. Член литературного объединения «Скит» (1930), Ревельского цеха поэтов (1933–1935), кружка по изучению современной русской литературы при Русском свободном университете, Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии, Русского исторического общества, Комитета по организации Дня русской культуры в Ревеле (1934) и др. Редактор альманаха «Новь» (1928–1930, Таллин). Одним из первых оценил талант молодого тогда писателя В. В. Набокова. В 1937 г. совместно с писателем Л. Ф. Зуровым участвовал в этнографической экспедиции в Печерский край.
В мае 1945 г. после освобождения Праги советскими войсками в ходе Второй мировой войны 1939–1945 гг. арестован, более двух лет провёл в заключении под следствием в Чехословакии, затем в тюрьмах советской зоны оккупации под Дрезденом (Германия). В 1947–1948 гг. проживал в Берлине.
С 1948 г. проживал в Великобритании. С того же года преподавал историю России и русской литературы в Славянском отделении Кембриджского университета. Подданный Великобритании (1955). Член колледжа Святой Марии Магдалины (1955), действительный член колледжа Клэр Холл (1968). В 1973 г. получил звание экстраординарного профессора славяноведения. Читал курсы лекций по истории русского Средневековья, иконописи, русской общественной мысли, вёл семинары, посвящённые жизни и творчеству Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Читал курс русской истории и литературы в Лондонском университете. Научные и педагогические контакты связывали Андреева также с Оксфордским, Эдинбургским, Даремским, Манчестерским, Ноттингемским и другими британскими университетами. Среди его учеников – профессор русской истории Университетского колледжа Лондона Дж. Хоскинг, заведующий кафедрой русистики Даремского универстета профессор У. Харрисон, член Британской академии А. Пайман, профессор Манчестерского университета Дж. Элсуэрт, основатель Русского архива в Лидсе Р. Дейвис и многие другие британские исследователи русской истории.
Принимал активное участие в культурной и научной жизни послевоенной эмиграции. Печатался в ведущих эмигрантских периодических изданиях – «Новый журнал» (Нью-Йорк), «Возрождение» (Париж), «Новое русское слово» (Нью-Йорк), «Русская мысль» (Париж), «Россиянин» (Лондон), «Посев» (Франкфурт-на-Майне), «Грани» (Франкфурт-на-Майне), «Записки Русской академической группы в США» и др. Постоянно выступал на конференциях издательства «Посев» во Франкфурте-на-Майне. В 1965 г. участвовал в работе съезда молодёжи Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Бьевре (департамент Эсон, Франция). Выступал с докладами в Союзе русских писателей и журналистов в Париже на заседаниях памяти А. М. Ремизова (1968), Л. Н. Андреева (1969), А. И. Куприна (1971) и др.
В конце жизни почти полностью ослеп.
Научные и литературные труды
Научные интересы Н. Е. Андреева сложились в начале 1930-х гг. Основными направлениями его исследований стали история Русского государства 16 в., в частности период правления Ивана IV Васильевича, история Псковской земли и иконоведение. В своей докторской диссертации «Дело дьяка Висковатого как идейное и литературное явление» (опубликована под названием «О "Деле дьяка Висковатого"», 1932) рассмотрел политические, религиозные и искусствоведческие споры о путях развития русской иконописи в 16 в. Андреев отмечал: «Висковатый, очень точный и последовательный в постановке основных своих идей – защита и утверждение исторически-реалистической иконописи, отказ от новшеств, сохранение православных иконографических традиций в ясном согласии с учением церкви, – суждения свои расположил более органично, внутренне более цельно. Основная положительная черта выступления Висковатого представляется нам в том, что он обнаружил – уже в XVI веке – большое понимание православной традиции иконописания. Больше того, Висковатый явился одним из первых на русской почве сторонников критического просмотра византийского художественного наследства, оказавшись при этом наделённым ясным пониманием смысла церковного искусства» (Андреев. 1932. С. 240).
В рамках деятельности Археологического института имени Н. П. Кондакова занимался вопросами древнерусского искусства, византологии, церковной археологии. В трудах института вышли его самые известные научные работы: «Митрополит Макарий, как деятель религиозного искусства» (1935), в которой автор рассмотрел деятельность идеолога московского искусства, сторонника западноевропейских влияний; «Инок Зиновий Отенский об иконопочитании и иконописании» (1936), где было проанализировано богословско-полемическое сочинение «Истины показание к вопросившим о новом учении», рассмотрена деятельность Зиновия как защитника московских традиций; «Иван Грозный и иконопись XVI века» (1938), где автор исследовал основные направления развития иконописи 2-й половины 16 в., показав личное царское влияние на русскую иконопись.
В послевоенные годы среди его исследований можно отметить работы «Переяславский договор» (1953), где убедительно доказывается, что никакого договора не было, а казаки и население Малороссии целовали крест на верность русскому царю, т. е. становились подданными без каких-либо условий; «Никон и Аввакум об иконописи» (1961) – об иконографических взглядах двух непримиримых лидеров православия 17 в.; «Литература и иконопись» (1967) – статья, подводившая итоги изучения автором древнерусской культуры. По мнению Андреева, в 16 в. в России сформировался по византийскому образцу союз светской и духовной власти. Основную положительную роль в культуре стали играть «стяжатели» («иосифляне») – сторонники Иосифа Волоцкого.
Статья Н. Е. Андреева «Филофей и его послание Ивану Васильевичу» (1959) положила конец дискуссии, развернувшейся между Н. В. Валентиновым, П. А. Берлином и историком Н. И. Ульяновым о политической идентичности концепции «Москва – Третий Рим» монаха Филофея. Работа Андреева полностью подтвердила правоту Ульянова об отсутствии даже косвенных связей между взглядами Филофея, русской национальной политикой 19 в. и «советским империализмом». Статья «Мнимая тема» (1972) доказала правильность позиции историка Р. Г. Скрынникова о подлинности переписки между царём Иваном IV и князем А. М. Курбским и опровергала предположения американского слависта Э. Кинана. Интерпретация Андреевым русской истории 16–17 вв. повлияла на научный англоязычный мир.
Был одним из немногих русских учёных-эмигрантов, кому было разрешено опубликовать свои работы в СССР («Об авторе приписок в лицевых сводах Грозного», 1962). На родине на его работы ссылались и писали рецензии известные исследователи допетровской Руси, в том числе В. Т. Пашуто, А. А. Зимин, Р. Г. Скрынников, Я. С. Лурье, Н. Н. Масленникова и др.
Один из основателей эмигрантоведения – синкретической науки об истории и теории русской эмиграции 20 в. Признанной заслугой считается то, что он в известном сборнике «Русская литература в эмиграции» первым выдвинул термин «русская эмигрантика» для обозначения всех источников и литературы о русской эмиграции вне зависимости от их тематики, при этом отметил возрастание их удельного веса и значения за рубежом. Предсказал эпоху открытия постсоветским читателем печатного наследия Русского Зарубежья.
Автор ряда статей в энциклопедии «Британника».
Автор мемуаров «То, что вспоминается: из семейных воспоминаний Николая Ефремовича Андреева (1908–1982)» (Таллин, 1996; впоследствии неоднократно переиздавались, в том числе на английском языке). Мемуары написаны прекрасным русским языком, дают подробный рассказ о жизни Андреева с момента рождения до переезда в Великобританию в 1948 г. Особое внимание в них уделено жизни в Эстонии, культурной жизни русской эмиграции в Чехословакии во время учёбы и работы Андреева в Кондаковском институте. Интерес представляют также главы, посвящённые жизни в оккупированной немцами Праге, аресту Андреева, его пребыванию в советской тюрьме и обстоятельствам неожиданного освобождения. В воспоминаниях Андреева упоминаются многие известные общественные, культурные и научные деятели.
Похоронен на кладбище церкви Святого Андрея в Кембридже.