Ульянов Николай Иванович
Улья́нов Никола́й Ива́нович [23.12.1904 (5.1.1905), Санкт-Петербург, по другим данным – деревня Ганежи (Гонеж) Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне не существует – 7.3.1985, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США], историк, публицист, культуролог, писатель, литературный критик, общественный деятель. Из семьи рабочего. Окончил факультет языкознания и материальной культуры Ленинградского государственного университета (ЛГУ) (1927).
Биография
С 1914 г. постоянно жил в Санкт-Петербурге. В 1918 г. учился в Институте ритма совершенного движения у С. В. Ауэр и А. Л. Грипича, затем перешёл на Курсы мастерства сценических постановок (Курмасцеп; 1919–1922) – ученик режиссёров С. Э. Радлова, В. Н. Соловьёва.
В ЛГУ наибольшее влияние на Ульянова оказал академик АН СССР С. Ф. Платонов, у которого он защитил дипломную работу. В 1927–1929 гг. учился в аспирантуре Института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН) у А. Е. Преснякова и С. В. Бахрушина, а с октября 1929 г. (в связи с реорганизацией РАНИОН) – в аспирантуре Института истории Коммунистической академии, которую окончил в 1930 г.
В 1931–1933 гг. работал в Архангельске: доцент на кафедре истории народов СССР в Северном краевом коммунистическом университете имени В. М. Молотова, преобразованном в 1932 г. в Северную краевую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу имени В. М. Молотова. Кандидат исторических наук (без защиты диссертации, 1932).
В 1933 г. вернулся в Ленинград. Доцент, затем профессор и заведующий кафедрой истории России и народов СССР (затем истории СССР) Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ), преобразованного вскоре в Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ) (1933–1936), профессор исторического факультета ЛГУ (1934–1936). Одновременно работал в Военно-политической академии имени Н. Г. Толмачёва (1933–1935) и Историко-археографическом институте АН СССР, переименованном в 1936 г. в Институт истории АН СССР (1934–1936).
В ноябре 1935 г. исключён из кандидатов в члены ВКП(б) за публикацию в многотиражке ЛИФЛИ «За пролетарские кадры» статьи «Советский исторический фронт», содержание которой было признано «антипартийным» (Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 162412). Арестован 2 июня 1936 г., содержался тюрьме на Шпалерной улице в Ленинграде, подвергался пытке бессонницей. Осуждён за «контрреволюционную деятельность, пропаганду и протаскивание антипартийных взглядов в печати и участие в троцкистско-зиновьевской организации» (Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Фонд архивно-следственных дел. Д. П-71288. Т. 1. Л. 79). Пятилетний срок отбывал сначала на Соловецких островах, затем в Норильске. Освобождён 2 июня 1941 г. (посмертно реабилитирован прокуратурой Ленинграда 15 августа 1989).
В связи с началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. мобилизован в сентябре 1941 г. в Ульяновске на окопные работы под Москву. Попал в германский плен в Вяземском котле в октябре 1941 г., бежал из Дорогобужского лагеря военнопленных и добрался до родной деревни Ганежи. Зимой 1942 г. взят немцами на лесные разработки у г. Луга, весной 1943 г. снова бежал. Осенью 1943 г. угнан как остарбайтер в концлагерь Дахау, затем переведён в его филиал в Карлсфельде на работу автогенным сварщиком.
Освобождён из лагеря в мае 1945 г. американскими войсками. В 1945–1947 гг. находился в лагерях ди-пи (перемещённых лиц), т. к. побоялся возвращаться в СССР. В августе 1947 г. из лагеря Мёнхегоф (Мёнхехоф) переехал в Бурназель, пригород г. Касабланка (Марокко), где работал газосварщиком на заводе металлических конструкций Schwartz Hautmont («Шварц Хаутмонт»). Названия этих мест послужили для его политических и литературных псевдонимов: Н. Шварц-Омонский и Н. Бурназельский.
С 1948 г. начал активно печататься в эмигрантских периодических изданиях – от монархического журнала «На переломе» до меньшевистского «Социалистического вестника». Основная тематика творчества – решение национального вопроса в России. Член Союза борьбы за свободу России (СБСР; 1948–1961), убеждённый сторонник С. П. Мельгунова.
В 1953 г. переехал в США, в марте – мае того же года «политический и пропагандный представитель» СБСР при радиостанции «Освобождение» (с 1959 «Радио Свобода») и первый главный редактор её русской редакции (Карин. 1953. С. 33). Через три месяца демонстративно покинул свой пост «вследствие несогласия с методами пропаганды, насаждаемыми американской администрацией радиостанции» (Самарин. 1985. С. 195). Выступал против «активизма» – идеологии части российской эмиграции, считавшей, что в борьбе с советской властью основное внимание следует уделять военным и террористическим методам борьбы, а не агитации и пропаганде. Его статьи и эссе по истории, литературе и культуре регулярно печатались в крупнейших периодических изданиях русского зарубежья: в газетах «Новое русское слово» и «Русская мысль», журналах «Новый журнал», «Российский демократ», «Возрождение», «Воздушные пути».
В 1953 г. переехал в Канаду. Жил в Монреале за счёт скромной субсидии М. М. Карповича на исследования по украинской истории. Читал курс лекций по истории русской революции в Монреальском университете.
В октябре 1955 г. вернулся в США и поселился в Нью-Йорке, где завоевал большую аудиторию своими лекциями в Обществе друзей русской культуры и Русском литературном кружке. В 1956 г. переехал в Нью-Хейвен. Работал штатным преподавателем русского языка в Йельском университете в отделении славянских языков и литератур. Считался одним из лучших лекторов русского зарубежья второй половины 20 в. По случаю празднования «1100-летия государства Российского» выступил с докладом «Исторический опыт России» 13 мая 1962 г. в зале Сити-колледжа в Нью-Йорке и 7 июня в Париже на вечере Союза русских писателей и журналистов. Доклад «Северный Тальма», посвящённый императору Александру I и приуроченный «к 150-летию со дня занятия русскими войсками Парижа в 1814 году», был прочитан в книжном магазине В. П. Камкина в Вашингтоне в 1964 г. С 1973 г. на пенсии. С 1976 г. почётный лектор Йельского университета.
В 1950–1980-е гг. состоял членом ПЕН-клуба. Основатель и единственный автор издательства «Киннипиак» (Нью-Хейвен, США, 1970–1977).
Научные и литературные труды
Научные интересы Н. И. Ульянова изначально были посвящены истории Кольского полуострова 16–17 вв. В 1930 г. вышла его первая научная статья (Ульянов. 1930). В 1932 г. опубликованы первые монографии – «Октябрьская революция и Гражданская война в Коми области» и «Очерки истории народа коми-зырян», благодаря чему он считается одним из первых историков народа коми.
В эмиграции проявил себя как теоретик философии истории, этой теме посвящена его небольшая работа «Соблазны истории» (1974). Разделял всю историческую науку на две историософские сверхтенденции: построение теоретических концепций и поиск новых фактических данных. Отрицал существование законов истории. Доказывал, что историческая наука развивается благодаря новым фактам, выявляемым при помощи вспомогательных исторических дисциплин.
Наиболее известен как специалист в национальном вопросе и украинском сепаратизме. Согласно его концепции, государственная уникальность России характеризуется двумя факторами – многонациональностью и обширной территорией, которые характеризуют русскую историю с момента образования страны (Ульянов. 1951. С. 9–20). Любые победившие сепаратистские движения приводят к ассимиляции местного русского населения и даже к геноциду. Разработал концепцию развития сепаратизма на российском геополитическом пространстве. По его мнению, сепаратизм проходит стадии развития от обоснования региональных особенностей до создания собственной «имперской поймы» с «гигантоманией» (Ульянов. 1951. С. 12, 18). Был противником распада России – СССР на независимые государства, доказывал существование на Западе планов расчленения России. Считал, что для справедливого решения национального вопроса территорию России необходимо разделить на географические области – штаты, образованные по экономическому признаку, а не этнографическому.
Автор исследований по истории украинского сепаратизма и публицистических произведений: «Украинцы и псевдоукраинцы» (1948–1949) и «Происхождение украинцев и великоруссов в свете сепаратистской "науки"» (1952). Книга «Происхождение украинского сепаратизма» (1966) считается первым монографическим научным исследованием темы. Согласно концепции Ульянова, украинский сепаратизм имеет несколько истоков: сепаратистские настроения в казацкой старейшине в 17 в.; возрождение малороссийского казакофильства в начале 20 в.; оформление идеологии самостийничества в конце 19 – начале 20 вв. Считал «великороссов» и малороссов» одним русским народом, объединённым общей нераздельной культурой. Доказывал, что украинской самостийности не хватает национальной базы и она является движением ненародным, ненациональным, вследствие чего страдает комплексом неполноценности и по этой причине не может выйти из стадии самоутверждения. Идеи и концепции Ульянова актуализировались и пробрели большую популярность в связи с возрождением в России антиукраинской (антисепаратистской) тематики и историографии в 2000–2010-х гг.
В 1969 г. издательство Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) «Посев» выпустило его брошюру «Замолчанный Маркс», где на основе анализа неизвестных в СССР статей К. Маркса и его переписки с Ф. Энгельсом их взгляды интерпретировались как «русофобские» (Ульянов. 1969. С. 41).
Выпустил сборники статей и эссе по литературе и истории «Диптих» (1967), «Свиток» (1972) «Спуск флага» (1979), «Скрипты» (1981). В них были перепечатаны его ранние работы из журналов и газет русской эмиграции. Некоторые из них были существенно доработаны. Так, фактически новой стала статья «Басманный философ» (ранее им была опубликована статья «Мысли о П. Чаадаеве») для сборника «Диптих». В ней представлена обстоятельная критика философии П. Я. Чаадаева. Ульянов утверждал, что взгляды Чаадаева совпадают с идеологией католической реакции, особенно в критике православия. Незаслуженный, по мнению Ульянова, имидж прогрессивного обличителя российской действительности Чаадаева, получивший распространение в отечественной общественной мысли, он сравнивает с героем пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Переделана была также статья «Комплекс Филофея» (опубликована в сборнике «Свиток»), в которой развенчивался миф о якобы извечной русской империалистической сущности, отталкивающейся от теории «Москва – Третий Рим», сформулированной монахом Филофеем в 1-й четверти 16 в. Данную концепцию о политической идентичности выдвинули Н. В. Валентинов и П. А. Берлин на страницах журнала «Социалистический вестник». По их мнению, идея мировой революции пришла в СССР из Московской Руси. Проанализировав письменное наследие Филофея, Ульянов доказал, что в нём нет никакого империализма, а мнение Вольского и Берлина сложилось на основании ангажированного изложения взглядов Филофея в публицистике 19 в.
В 1952 г. в нью-йоркском «Издательстве имени Чехова» вышло его первое литературно-художественное произведение – исторический роман «Атосса», посвящённый разгрому армии персидского царя Дария I скифами. Впоследствии написал и другие художественные произведения: сборник рассказов «Под каменным небом» (1970) и исторический роман «Сириус» (1977), отрывки которого печатались с 1955 г. «Сириус» – облечённая в художественную форму последняя трагическая страница истории императорской России, краха русской монархии, русского общества и царского двора в 1914–1917 гг.