Анастасий (архиепископ Тиранский)
Анаста́сий (в миру Анастасиос Яннулатос; греч. Αναστάσιος Γιαννουλάτος) (род. 4.11.1929, Пирей, Греция), предстоятель Албанской православной церкви (АПЦ). Полный титул – Блаженнейший архиепископ Тиранский и всей Албании, митрополит Тирано-Дуррес-Елвасанский.
Церковная карьера
Родился в православной семье. В ранние годы планировал заниматься математикой, но после Второй мировой войны 1939–1945 гг. и Гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. решил связать свою жизнь с религией. Высшее образование получил в богословской школе Афинского университета имени Каподистрии (1947–1952). Окончив обучение, 2 года отслужил в армии, затем стал членом греческой православной ассоциации мирян и монахов «Жизнь» (греч. Η Ζωή; основана в 1907), созданной для обновления религиозной жизни в Греции, и занимался работой с молодёжью. Впоследствии стал участником православной молодёжной организации «Синдесмос» (греч. Σύνδεσμος), где был секретарём миссионерского комитета (1958–1961), а затем вице-президентом (1964–1977). В 1960 г. основал межправославный миссионерский центр и затем одноимённый, посвящённый миссионерству журнал «Порефтентес» (греч. Πορευθέντες).
В 1964 г. рукоположен в священники и отправился в миссионерскую поездку в Африку. Свою первую литургию провёл в Уганде. Во время служения в Африке иерей Анастасий изучал локальные африканские религии. Был вынужден покинуть Африку, заболев малярией.
Покинув Африку, решил сосредоточиться на академической деятельности и отправился изучать африканские религии в университетах Гамбурга и Марбурга (1965–1969). В 1966–1969 гг. преподавал греческий язык и филологию в Марбургском университете. Кандидатскую диссертацию «Дух Мбандва и структура их культов: исследование аспектов африканской религии» защитил в Афинском университете в 1970 г. Во время работы над диссертацией сотрудничал с Университетом Макерере в Уганде и проводил в этом регионе полевые исследования.
В 1968 г. открыл Бюро внешних миссий при миссионерском подразделении Элладской православной церкви (ЭПЦ) «Апостолики диакониа» (греч. Αποστολική Διακονία). В 1972 г. был возведён в сан епископа и стал главой «Апостолики диакониа». В 1981 г. стал редактором первого официального миссиологического журнала ЭПЦ «Все народы» (греч. Πάντα τα έθνη). В 1972 г. епископ Анастасий участвовал в основании женского монастыря имени Иоанна Предтечи в Греции, созданном для подготовки православных монахинь со всего мира к дальнейшей миссионерской деятельности. Параллельно он продолжал и академическую деятельность. В 1972–1976 гг. работал профессором истории религии в Афинском университете. В 1971 г. основал центр миссиологии при университете, который в 1976 г. был преобразован в кафедру. В 1983–1986 гг. декан богословского факультета.
В 1980-е гг. активно сотрудничал со Всемирным советом церквей (ВСЦ), участвовал в конференциях совета в Мельбурне (1980) и Ванкувере (1983). В 1984–1991 гг. был модератором работы Комиссии мировой миссии и евангелизации (англ. Commission on World Mission and Evangelism). В 1989 г. состоял президентом конференции ВСЦ в г. Сан-Антонио (штат Техас).
В 1981–1991 гг. служил архиепископом Восточноафриканской епархии Александрийской православной церкви, будучи викарием митрополита Иринуполийского. В период архиепископства в Африке основал новые приходы, 7 миссионерских центров, Патриаршую семинарию имени архиепископа Макария III для подготовки местного духовенства и инициировал перевод литургии на африканские языки.
Деятельность в Албании
Когда в связи со сменой политического режима в Албании возник проект восстановления Албанской православной церкви, Константинопольский патриархат поручил реализацию этого плана архиепископу Анастасию. В 1991 г. он прибыл в Албанию в качестве экзарха, организовал Церковно-народное собрание, в котором приняли участие 15 священников и 30 мирян, и созвал временный Синод. Значительная часть православных албанцев имела запрос на формат независимой, национально ориентированной церкви и воспринимала перспективу содействия Греции в реализации этого проекта негативно. Кандидатура Анастасия вызывала споры в албанском обществе, часть которого считала, что Церковь должен возглавить этнический албанец, и критиковала фигуру Анастасия, ссылаясь на Устав АПЦ 1929 г.(ст. 16), в соответствии с которым албанское происхождение было условием занятия этого поста. Критики участия греческих священников в восстановлении АПЦ видели в расширении греческого влияния возможность для иностранного вмешательства во внутренние дела Албании (Orthodox churches and politics in Southeastern Europe ... 2019. P. 203). Анастасий стал архиепископом АПЦ 24 июня 1992 г. На церемонии интронизации присутствовали противники его кандидатуры, выкрикивавшие лозунги против интронизации греческого епископа, например: «Мы хотим албанского предстоятеля» (алб. duam prift Shqiptar). Также в протесте звучало имя К. Неговани (1875–1905), албанского священника и деятеля националистического движения, убитого греками за проведение литургии на албанском языке, чья фигура стала символом албанского национального движения. Начало деятельности архиепископа Анастасия в Албании отмечено конфликтом с политиком Сали Бериша – членом правой Демократической партии Албании, который дважды занимал пост президента в 1992–1997 гг. В ноябре 1994 г. Бериша провёл референдум о внесении в конституцию правки, исключающей возможность, чтобы пост главы АПЦ занимал неалбанец, однако эта правка была отклонена. Бериша принял кандидатуру Анастасия, но при условии, что греки не будут занимать посты епископов. Новый конфликт с властями Албании возник у архиепископа Анастасия в 1996 г. из-за рукоположения 3 греческих архимандритов: власти не позволили греческим архимандритам начать служение в качестве епископов. В последующие годы отношения архиепископа с представителями правительства Албании складывались менее конфликтно. В 2017 г. президент И. Мета (2017–2022) дал ему албанское гражданство. Некоторые албанские политики продолжают критиковать архиепископа Анастасия: к примеру, в 2015 г. депутат-социалист Бен Блуши осудил его за то, что все 23 года пребывания в Албании он ведёт пасхальные службы на греческом языке. В 2018 г. архиепископ вместе с другими религиозными лидерами Албании направил коллективное письмо А. Меркель и Э. Макрону, в котором высказывалась поддержка вступлению Албании в Евросоюз.
Анастасий способствовал включению АПЦ в международное христианское сообщество. В 1994 г. Албания вошла в ВСЦ. В 2006–2013 г. Анастасий был одним из президентов ВСЦ. Он инициировал создание нового устава АПЦ, который был одобрен на собрании духовенства и мирян и утверждён Синодом в ноябре 2006 г. В 2009 г. по инициативе Анастасия было создано положение, регулирующее отношения государства и АПЦ. С начала деятельности Анастасия в Албании было восстановлено около 400 приходов, возведено около 150 новых церквей и реконструировано множество исторических церквей и других церковных сооружений. Он учредил церковные учебные заведения, в том числе Богословскую академию Воскресения Христа в Дурресе (1992), церковную гимназию Святого Креста в Гирокастре (1998), Византийскую музыкальную школу в Тиране (2012), центры дошкольного образования и воскресные школы, церковный медицинский диагностический центр. В 1999 г. он организовал масштабную кампанию помощи беженцам из Косово. Архиепископ Анастасий основал православную газету Ngjallja («Воскресение», с 1992) на албанском языке и одноимённую радиостанцию.
Богословские взгляды
В публичных выступлениях и сочинениях архиепископ Анастасий выступает как сторонник экуменизма, который считает наиболее подходящей основой для диалога христиан в современных условиях. В основе богословской социальной доктрины, которой придерживается архиепископ, лежит идея, что цель отдельных обществ и человеческого общества в целом – стать глобальной «общиной любви», объединяющей людей друг с другом и Богом (Anastasios. 2003. P. 21). Согласно архиепископу Анастасию, люди должны не просто наблюдать Божественное вмешательство в мир, а быть «соработниками» Бога в процессе трансформации мира (Anastasios. 2006. P. 8). В рамках своей социальной доктрины архиепископ высказывает симпатии к идеям социальной справедливости и прав человека. Основой диалога людей и сообществ, с его точки зрения, должна быть идея богоподобия каждого человека и его возможности иметь опыт причастности к Божественному, которая делает людей равными и имеющими фундаментальное право на понимание со стороны другого (Anastasios. 2003. P. 152). В таком же ключе архиепископ Анастасий развивает и экклезиологию – он считает, что в первую очередь Церковь должна стать единым глобальным сообществом, не останавливаясь на формате множества локальных церквей. Иногда он обращается к теме экологии. Причина экологических проблем, согласно архиепископу, – вызванная человеческим эгоизмом эксплуатация природных ресурсов (Anastasios. 2003. P. 11). Объектом спасения и преображения является не только человек, но и всё творение, поэтому человек, будучи «соработником» Бога, несёт ответственность и за окружающий мир.
Исключительное значение архиепископ Анастасий придаёт миссионерской деятельности. В статье под названием «Забытая заповедь» в основанном им журнале «Порефтентес» он охарактеризовал миссионерство как сущностно значимую практику для православия: «Миссионерская работа – это не просто нечто "полезное" или "хорошее", а нечто императивное, это первостепенный долг, если мы действительно хотим быть в согласии с нашей православной верой» (Anastasios. 1959. P. 3).