#Политические метафорыПолитические метафорыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПолитические метафорыПолитические метафорыНайденa 31 статьяТерминыТермины Традиционные ценностиТрадицио́нные це́нности, специфический, характерный для конкретной общественно-исторической формы социальной организации набор нормативных требований, служащий основой нормативной регуляции социальной жизни. Традиционные ценности характеризуются следующими чертами: 1) имеют истоки в прошлом и должны рассматриваться как результат исторического саморазвития ценностной системы общества; 2) должны рассматриваться в качестве базовых, фундаментальных и системообразующих для функционирования общества ценностей; 3) служат основой идентификации личности и общества в системе взаимоотношений с другими личностями и обществами.Афоризмы, устойчивые выражения ДержавностьДержа́вность, утверждение роли своей страны как великой и единой державы. Производно от понятия «держава» в значении «власть», политическая власть. Используется для характеристики политики, направленной на укрепление и поддержание государственной власти, с преимущественным акцентом на внешнее могущество.Афоризмы, устойчивые выражения Ветер переменВе́тер переме́н (англ. Wind of change), распространённая метафора, обозначающая скорое наступление масштабных изменений в какой-либо сфере. Выражение получило известность после речи в Кейптауне (ЮАР) 3 февраля 1960 г. премьер-министра Великобритании Г. Макмиллана, который признал, что скорое освобождение африканских колоний неизбежно. С 1990 г. фраза часто использовалось как метафора политических изменений в СССР и Восточной Европе (в особенности падения Берлинской стены), став известной благодаря одноимённой песне группы Scorpions.Афоризмы, устойчивые выражения «Винтовка рождает власть»«Винто́вка рожда́ет власть», распространённая метафора военной силы как инструмента завоевания и удержания политической власти. Впервые фраза произнесена Мао Цзэдуном в речи 7 августа 1927 г., в начале гражданской войны в Китае. Широкую известность получила после его же речи на пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая 6 ноября 1938 г. Впоследствии неоднократно использовалась различными движениями и организациями, в основном левого толка.Историко-политические концепции Сенат регионов (концепция Д. де Ружмона)Сена́т регио́нов (франц. Sénat des Régions), организационный орган, предложенный Д. де Ружмоном в книге «Будущее – в наших руках» (Rougemont D. de. L'avenir est notre affaire. Paris, 1977) и нацеленный на создание федеральной Европы, основывающейся не на национальных государствах как своих составляющих, а на региональной гражданской солидарности. Сенат регионов, по идее Ружмона, должен обеспечивать пространство для гражданского участия, минуя отдалённых от конкретных жизненных проблем государственных представителей. Важным аспектом работы Сената стало разрешение экологических проблем, которые, согласно Ружмону, крупными государственными мерами только усугубляются. Сегодня попыткой в какой-то мере приблизиться к этому идеалу стало формирование в 1994 г. Комитета регионов – консультативного органа Европейского союза.Термины Проблема безбилетникаПробле́ма безбиле́тника, ситуация, когда отдельные потребители общественных благ не вносят свой вклад в их обеспечение, надеясь, что это за них сделают другие участники социальных процессов. В рамках теории игр проблема безбилетника может рассматриваться как частный случай «дилеммы заключённого». Также проблема безбилетника даёт аргументы против идеи универсальности механизмов рыночного регулирования, поскольку показывает, что рациональный индивид, действующий в личных интересах, не всегда действует в интересах общества.Афоризмы, устойчивые выражения Кактусовый занавесКа́ктусовый за́навес, распространённое неофициальное наименование демаркационной линии, отделяющей американскую военную базу близ г. Гуантанамо от остальной территории Кубы. Возникло по аналогии с понятием «железный занавес» в Европе, в 1961 г., когда кубинские военные высадили на одном из участков этой линии кактусы опунции, чтобы помешать бегству кубинцев на арендованную США территорию.Афоризмы, устойчивые выражения «У России только два союзника – армия и флот»«У Росси́и то́лько два сою́зника – а́рмия и флот», фраза, политическая метафора, традиционно приписываемая императору Александру III (1881–1894). Впервые приводится в воспоминаниях великого князя Александра Михайловича (опубликованы в эмиграции в 1932 на английском языке, в 1933 – на русском) в варианте:Историко-политические концепции «Общая воля»«О́бщая во́ля», понятие социально-политической философии Ж.-Ж. Руссо, обозначающее волю народа как целого, единого политического субъекта. Противопоставляется частной и индивидуальной воле и находится в сложном соотношении с понятием «воля всех». Учение об общей воле сформулировано Руссо в трактате «Об общественном договоре».Термины Постпривычное времяПостпривы́чное вре́мя (англ. Postnormal times), термин и теоретический подход, направленный на осмысление процесса трансформации современности в настоящем. Термин «постпривычное» (англ. postnormal, встречается перевод «постнормальное» и «пост-нормальное») предложен в 1990-е гг. британским философом науки Дж. Равецем и аргентинским математиком С. Фунтовичем. Работая над математикой рисков, они заметили, что привычная наука, в которой эмпирические данные приводят к истинному выводу, а научные рассуждения следуют определённой схеме, уже не работает. В научной сфере наблюдалась большая неопределённость, которая наряду с изменениями в финансировании, коммерциализацией исследований, социальными проблемами в области развития науки и сложными вопросами безопасности привела исследователей к выводу, что наука перестала функционировать «привычным» образом (Funtowicz S. O. Science for the Post-Normal Age / S. O. Funtowicz, J. R. Ravetz // Futures. 1993. Vol. 25, № 7. P. 739–755; Ravetz J. R. Post-normal Science: an Insight Now Maturing / J. R. Ravetz, S. O. Funtowicz // Futures. 1999. Vol. 31, № 7. P. 641–646; Книга для чтения в постпривычное время. СПб., 2021. С. 7–9). В 2000-х гг. термин «постпривычное» стал использоваться в значении «постпривычное время» как характерная определяющая современности в трудах пакистано-британского историка и философа З. Сардара. Мыслитель обозначает постпривычное время как «промежуточный период, когда старые ортодоксии умирают, новые ещё не родились, и кажется, что мало что имеет смысл» (Sardar Z. Welcome to Postnormal Times // Futures. 2010. Vol. 42, № 5. P. 435–444; Книга для чтения в постпривычное время. СПб., 2021. С. 10). Изучением постпривычного времени занимается Центр постпривычной политики и исследований будущего. 1234