Анархическое воображение
Анархи́ческое воображе́ние, один из методов современных анархо-социологических исследований. Отталкиваясь от предположения, что государство является статичной формой, подавляющей всякую динамику и развитие, анархическое воображение пытается помыслить возможные модели социального порядка вне государственных институтов.
Анархическое воображение является частью дискуссии о воображении вообще как одном из ключевых инструментов гуманитарных наук. Некоторые исследователи отмечают (Haiven. 2010), что вопрос о воображении и его способности конструировать различные виды общественного устройства возникает ещё в Античности. Так, уже Платон в «Государстве» допускает, что философы-правители, в силу своих выдающихся способностей, могут увидеть подлинный мир за пределами мира явлений. Это напрямую связывается им с анализом 5 ключевых типов государственного устройства, которые в большей или меньшей степени соотносятся с истинным порядком бытия («Государство», VIII книга).
В этом смысле воображение в качестве одного из методов гуманитарных наук оказывается не нейтральным инструментом анализа действительности, а привязывается к той или иной социально-политической идеологии. Конкретно говорится не просто о воображении, но воображении радикальном (Haiven. 2014), которое сопряжено с любой идеологией, оппозиционной по отношению к существующему порядку.
Соответственно, в анархическом воображении выделяются как черты, свойственные радикальному воображению в целом, так и собственно анархические элементы. Общей характеристикой радикального воображения является то, что оно интерпретирует какие-либо частные проблемы индивидов в качестве следствия несовершенства социального порядка, в котором эти индивиды живут. При этом считается, что разрешение частных проблем невозможно без изменения социального порядка, новая модель которого конструируется посредством радикального воображения. Многие аспекты радикального воображения были описаны Ч. Р. Миллсом в работе «Социологическое воображение» (Миллс. 2001), на которую опираются современные анархо-социологические теоретики (Levy. 2019). Вслед за американским социологом утверждается, что социальный учёный не может быть всего лишь беспристрастным наблюдателем общественной жизни, но он должен пытаться изменять её в лучшую сторону с опорой на ту самую силу воображения. Анархическая социология сегодня не является значимой частью академической дискуссии, поскольку в рамках последней чаще всего невозможно выполнить данное требование.
Радикальное воображение носит, скорее, не индивидуальный, а коллективный характер. Возможная модель социального порядка, предлагаемая в рамках того или иного проекта, является коллективным «символов веры». Он разделяется конкретной группой людей, от лица которой выступает социальный учёный. Значимой чертой радикального воображения оказывается то, что оно мотивирует людей воплощать идеалы на практике, непосредственно создавая новые виды солидарности. Это отличает идеи, конструируемые с помощью радикального воображения, от обычных утопических ожиданий, носители которых, как правило, останавливаются на уровне теории, не пытаясь претворить её в жизнь.
Специфические черты анархического воображения напрямую проистекают из анархической социально-политической идеологии. В первую очередь это касается размышлений относительно гибкого социального устройства по ту сторону иерархии и бюрократизма. Основные аспекты проектируемой солидарности, к которым апеллирует анархическое воображение, могут быть описаны как альтруизм и взаимопомощь (Heckert. 2019). Важно, что будущее анархическое общество не конструируется в качестве раз и навсегда прописанной модели, а допускает собственную критику и дальнейшую трансформацию с опорой на анархические ценности.