Иллюзия (цирковой жанр)
Иллю́зия (от лат. illusio – обман, заблуждение), цирковой и эстрадный жанр. Состоит в демонстрировании трюков и фокусов (появлений, исчезновений, перемещений, изменений формы и т. п. превращений различных предметов и людей), которые при всей загадочности, очевидной алогичности создают впечатление полной достоверности, реальности. Строится на обмане зрения, на умении вовремя отвлечь внимание зрителя и т. п.
Существуют два вида иллюзии: манипуляция – демонстрирование ловкости рук (кистей и пальцев) и иллюзионизм – показ фокусов, основанных на применении специальной аппаратуры.
Искусство иллюзии восходит к ритуальным практикам Древнего Востока, где жрецы с помощью различных устройств творили «чудеса» (внезапное появление статуй богов, священного огня и др.). В Древней Греции существовала тавматургия – искусство фокуса; тавматурги забавляли присутствующих на домашних празднествах. В средневековой Европе фокусы показывали бродячие комедианты, в России – скоморохи. В конце 18 – начале 19 вв. иллюзионные представления строились на использовании механизмов (оптические и другие приспособления И. П. Кулибина 1770–1780; механическая кукла И. Х. Чугмала, 1836, и др.). В начале 20 в. были популярны представления Г. Гудини, Г. Джейка, В. Д. Ларионова, Ф. Г. Иванова; номера факиров (Линга-Синг, То-Рама, Д. Лонго). В дальнейшем зрелищность, фееричность, элементы юмора, занимательность в сочетании с высоким исполнительским мастерством стали основополагающими принципами в искусстве фокуса. Среди наиболее известных фокусников: Дж. Дж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия), Р. Кефало, Д. Копперфилд (США), А. и К. Герман (Германия), П. Ч. Соркар (Индия), Ж.-Э. Роббер-Уден (Франция), И. Э., Э. Э. и И. Э. Т. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), А. А. Акопян, И. К. Символоков (Россия).