Кабуки
Кабу́ки (歌舞伎; буквально – ремесло песенного танца), японский традиционный театр.
Первое письменное упоминание о танцах под названием «кабуки-одори» («танцы кабуки»), исполнявшихся в г. Киото, относится к 1603 г. (исторический источник «Тодайки»). Родоначальницей кабуки считается Окуни – танцовщица в синтоистском святилище Идзумо. В начале 17 в. она основала женскую труппу, выступавшую перед горожанами на временных площадках. Вскоре возникли древние труппы в Киото, Осаке и Эдо (с 1869 Токио). Поскольку в репертуаре женских трупп преобладали чувственные танцы и сценки, в 1629 г. их деятельность была запрещена как нарушающая законы о нравственности. Появились труппы юношей с похожим репертуаром, но и они вскоре оказались под запретом. К 1652 г. сформировался тип кабуки, где женские роли исполняли мужчины, сложилось амплуа исполнителей женских ролей – оннагата, или ояма.
К концу 17 в. кабуки представлял собой сложное многочасовое красочное зрелище, в ходе которого исполнялись многоактные пьесы, написанные штатными драматургами трупп в сотрудничестве с актёрами. Значительное место в спектакле отводилось танцам и пантомиме под аккомпанемент 3-струнной лютни (сямисэн). Кабуки был театром горожан, ремесленников и купцов; его расцвет в 18 в., когда создавались шедевры репертуара и достигла совершенства игра актёров, совпал с общим подъёмом городской культуры. Самураям запрещалось посещать спектакли кабуки, которые правящее сословие считало вульгарными и непристойными. В 1-й половине 19 в. появились пьесы на современные темы о жизни разбойников, грабителей, куртизанок и других представителей городских низов. В атмосфере утраты нравственных ценностей в обществе накануне падения власти военного дворянства значительное место в спектаклях стали занимать грубо-натуралистические кровавые и эротические сцены. После реставрации императорской власти в 1868 г. и вступления страны на путь конституционной монархии и европеизации возникло движение за обновление кабуки. Пьесы начали создавать профессиональные литераторы, не входившие в штат трупп. Постановки таких пьес стали называть синкабуки (новый кабуки). К началу 20 в. театр кабуки был осмыслен как строго каноническое традиционное классическое искусство, стремящееся к исполнительскому совершенству и красоте зрительного образа спектакля (всё слишком натуралистическое и откровенно эротическое изгонялось со сцены).
С 1960-х гг. начался «бум в кабуки» – заметно возрос зрительский интерес, организовывались новые труппы, проводились зарубежные гастроли (первые состоялись в СССР в 1928), в 1966 г. был построен первый государственный Национальный театр в Токио. С 1986 г. появились спектакли т. н. суперкабуки, инициатором которых стал знаменитый токийский актёр Итикава Энноскэ III, поставивший пьесу о подвигах богатыря Ямато Такэру. Для спектакля были созданы новые костюмы, использовались современные сценические технологии, световые и звуковые эффекты. Спектакли суперкабуки нередко проводятся на нетрадиционных сценических площадках.
На рубеже 20–21 вв. кабуки существует и как профессиональное сценическое искусство, и в форме любительских спектаклей в городах (в студенческой среде, а также среди знатоков традиционных искусств, потомственных театралов) и в сельской местности (играются членами сельских общин во время проведения местных ритуалов и праздников – т. н. фольклорный вариант кабуки).
Кабуки располагает классическим репертуаром примерно из 400 пьес (исторические – опирались на легендарные сюжеты, взятые из военных эпопей; бытовые – повествовали о любви, семейных отношениях, сенсационных происшествиях; танцевальные – создавались на основе сказок или фантастических легенд); во многих драмах присутствовали сверхъестественные силы в виде богов, призраков, демонов. Среди знаменитых драматургов – Тикамацу Мондзаэмон (конец 17 – начало 18 вв.), Цуруя Намбоку IV (конец 18 – начало 19 вв.), Каватакэ Мокуами (19 в.). Каждый драматург писал для определённых исполнителей и согласовывал с ними текст пьесы, считавшейся принадлежностью театра, а не литературы (она могла многократно подвергаться переделкам последующими поколениями актёров). Так, Тикамацу писал для актёра Саката Тодзюро, а Цуруя Намбоку – для Мацумото Косиро V и Оноэ Кикугоро III.
Кабуки – актёрский театр, в котором пьеса является поводом для показа мастерства актёра. При всей реалистичности текста он всегда разыгрывается в условной, символической и гротесковой манере с использованием звукового и светового оформления. Изощрённое мастерство актёра кабуки складывается из искусства нанесения грима, умения носить богатый театральный костюм и сложнейшие парики, атлетической пластики с элементами акробатики, а также из искусства игры с предметами, владения оружием, пантомимической и танцевальной техники, декламации и пения (например, чтобы только участвовать в сценах поединков, актёр должен освоить более 200 канонических движений). Сложная сценография с массивными декорациями, живописными задниками и множеством бутафории, аксессуаров включает и особую сценическую площадку с примыкающим к ней и идущим через весь зал помостом ханамити («цветочная тропа»); огромное театральное здание дополняет атмосферу кабуки.
В кабуки существует культ актёров-звёзд. Великими актёрами современности на рубеже 20–21 вв. признаны Итикава Дандзюро XII, Итикава Энноскэ III, Накамура Китиэмон, Бандо Тамасабуро. Профессия актёра кабуки является семейной, передаётся по наследству от отца к сыну (родному или усыновлённому); самые известные – династии актёров Итикава и Накамура. Как правило, актёр овладевает либо мужским амплуа, либо становится исполнителем женских ролей. Овладение техникой происходит в течение 15 лет и более (обучение начинается в семье с 6 лет и совершенствуется всю жизнь). Подлинными хранителями традиций кабуки являются токийские театры «Кабукидза» (Традиционный театр кабуки) и «Кокурицу гэкидзё» (Национальный театр; только здесь можно увидеть традиционные спектакли, поставленные с соблюдением всех канонов).
С 1985 г. классические спектакли кабуки стали даваться в театре «Канамарудза» (старейшее из сохранившихся театральных зданий кабуки; построено в 1835) на о. Сикоку, в подлинном интерьере старинного зала с местами для зрителей в миниатюрных огороженных ложах без кресел и стульев. Публика располагается на напольных соломенных матах и подушках. Спектакли играются только при естественном освещении, поворотный круг на сцене приводится в движение рабочими сцены.
Современный театр кабуки даёт возможность увидеть канонические традиционные постановки, новейшие экспериментальные спектакли суперкабуки и реконструкции старинных представлений.