Акимов Пётр Васильевич
Аки́мов Пётр Васи́льевич (псевдоним Пекка Аттинен, Pekka Attinen) [7(19).1.1885, Выборг – 4.8.1956, Хельсинки], российский и финский композитор и педагог.
Родился в карельской купеческой семье. Получил начальное образование в реальном училище в Выборге (1897–1904), брал частные уроки музыки у А. Ярнефельта, Э. Сивори, Е. Ф. Аленева, К. Т. Сёдермана. В 1904–1906 гг. учился в Лесном институте в Санкт-Петербурге. В 1906–1908 гг. жил в Германии, слушал лекции в Лейпцигском университете, окончил техникум по специальности «электроинженер» в Мекленбург-Стрелице, работал чертёжником в электротехническом бюро в Люденшайде. Вернувшись в Санкт-Петербург, обучался в Электротехническом институте (1908–1910). По настоянию А. К. Глазунова в 1910 г. поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1915 г. (класс теории композиции Я. Витола и М. О. Штейнберга, также учился у В. П. Калафати и А. К. Лядова).
В 1917 г. Русское музыкальное общество присвоило Акимову звание профессора. Он начал преподавать в Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории ещё во время обучения: вёл обязательный класс теории (1913–1915), затем теоретические предметы (1915–1917); профессор (1923–1926), затем доцент (1926–1929) научно-теоретического отделения (теория музыки, гармония и инструментовка). Преподавал в Петроградской народной консерватории (1915–1917), в Харьковской консерватории (1917–1920, класс специальной теории композиции, товарищ директора, председатель отдела теории), в Кубанской консерватории в Краснодаре (1920–1922, отдел теории). Способствовал открытию Краснодарской центральной музыкальной школы (1921). В 1922–1924 гг. Акимов – преподаватель техникума Петроградской государственной академической капеллы (курс музыкальных форм) и 5-го Государственного музыкального техникума (1922 – не ранее 1925).
В ходе педагогической работы написал учебник гармонии (1921, в 2 частях; рукопись). Опубликовал «Введение в полифонию на основе энергетических учений (Ernst Kurth)» (Ленинград, 1928).
В 1929 г. эмигрировал в Финляндию – в Выборг, где преподавал в музыкальном училище, с 1937 г. жил в Хельсинки, давал частные уроки композиции и математики, преподавал теорию музыки в Православной семинарии (находилась в Хельсинки с 1940). Испытывая нужду, зарабатывал игрой в ресторанах. Среди финских учеников Акимова: Т. Марттинен, А. Карьялайнен, Л. Сайккола, П. Ф. Миролюбов.
Писал как светскую, так и церковную (православную) музыку. В период 1935–1943 гг. написал музыку к 9 кинофильмам (дирижировал ею при записи звуковой дорожки), самый известный из которых – «Красавица Регина из Кайвопуйсто» («Kaivopuiston kaunis Regina», режиссёр Т. Сярккя; 1941; Акимов выступил в нём также как киноактёр в небольшой роли). Из церковной музыки наиболее значительна Литургия (первая на финском языке, 1936), одна из частей которой – «Saata, oi Kristus» («Со святыми упокой») – посвящена памяти А. К. Глазунова. Сделал ряд обработок духовных песнопений.
Среди других сочинений: Соната для фортепиано (1915), Симфоническая сюита (1937), Струнный квартет, Фортепианный квартет, Увертюра для 2 фортепиано, 15 пьес для фортепиано, Сюита-фантазия для большого смешанного хора. Духовная музыка для хора: Всенощное бдение, три Херувимские песни, Псалом 84 («Как вожделенны жилища Твои»), «Да будешь славен Ты», «Ты Создатель всего».
В области гармонии Акимов оставался в рамках традиций мажорно-минорной тональности, при этом стремясь избегать банальностей (характерно применение замещающих доминант и задержаний). В хоровых сочинениях преобладает гомофонный склад и силлабика. В инструментальной и вокальной музыке заметно его тяготение к прозрачной фактуре – как бы в противовес гармонической и полифонической перегруженности (сложности гармоний, обильному использованию полифонических приёмов), свойственной многим позднеромантическим сочинениям.
В 1930-е гг. выступал как музыкальный публицист, автор статей о А. К. Глазунове, А. Н. Скрябине и Е. Ф. Аленеве в выборгском русскоязычном «Журнале Содружества».
Несмотря на заслуги перед финской музыкой, Акимов так и не стал в Финляндии «своим», до конца жизни носил ярлык «русского». В то же время и в СССР его имя (как эмигранта) было предано забвению.
В 2016 г. в Ново-Валаамском монастыре (Финляндия) хор «Певцы Иоанна Богослова» под управлением П. Нюкянена записал Литургию Акимова на CD.