Адвокатская монополия
Адвока́тская монопо́лия, широко распространённый в мире термин, означающий исключительное право адвокатов на оказание правовой помощи на территории конкретного государства. Является формой реализации естественного права человека и гражданина на получение квалифицированной правовой помощи.
Иначе говоря, это такой порядок законодательного регулирования оказания юридических услуг, при котором правом представления интересов в суде обладают только лица, имеющие статус адвоката. Адвокатская монополия в той или иной мере эффективно действует в ряде стран: в Великобритании, США, Германии, Франции, Японии, Индии, Белоруссии и др.
В Российской Федерации на настоящий момент такое регулирование распространяется только на уголовный процесс, а за пределами уголовных дел правовую помощь могут оказывать также и юристы, не имеющие статуса адвоката.
В юридическом сообществе периодически поднимается вопрос об «адвокатской монополии»: услуги судебного представительства предлагается сделать исключительно прерогативой адвокатов, а для защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота сохраняется юридическое представительство штатными юристами (юристами, осуществляющими профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений организаций), юрисконсультами с предоставлением им возможности в упрощённом порядке получить статус адвоката в течение определённого переходного периода.
В 21 в. на российском юридическом рынке может работать достаточно большое количество специалистов, которым не требуется для этого получать специальные разрешения (лицензии), кроме определённых, установленных законом случаев. Возможно, в будущем ситуация на юридическом рынке изменится, но принципиально важным является не ограничение круга потенциальных игроков данного рынка, а изменение качества современного юридического образования, установление профессиональных стандартов, обеспечивающих высокое качество услуг, понятных и прозрачных условий работы, ответственности за нарушение прав и законных интересов клиентов. Одним вытеснением с рынка свободных юристов проблему его качественного регулирования не решить.
В 2017 г. Министерством юстиции России подготовлен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, согласно которому фундаментом формирования рынка оказания квалифицированной юридической помощи предполагается сделать институт адвокатуры; на его базе планируется формирование единой системы предоставления юридических услуг с едиными стандартами. Введение адвокатской монополии на платные юридические услуги планировалось с 1 января 2023 г.
В проекте указывалось, что принятие Концепции обусловлено необходимостью повышения качества предоставления квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи. Как сказано в документе, сфера юридических услуг в России представлена двумя основными группами участников, разделённых по регуляторному критерию:
1) адвокаты, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре);
2) иные участники рынка, не обладающие адвокатским статусом и предоставляющие юридические услуги неограниченному кругу лиц.
Именно к адвокатской деятельности предъявляются установленные Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката требования к её осуществлению, в то время как правила допуска к предоставлению юридических услуг и квалификационные требования для второй группы участников не установлены. В связи с этим отсутствие специального нормативного правового регулирования деятельности лиц, предоставляющих юридические услуги вне установленных требований к качеству таких услуг и правил их предоставления, лишает государство возможности предпринимать меры по санации рынка путём исключения из него недобросовестных участников в целях предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Другая проблема, связанная с оказанием юридической помощи в России, согласно проекту Концепции – отсутствие должного регулирования адвокатской деятельности, поскольку Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, разработанный в начале 2000-х гг., не полностью синхронизирован с современными потребностями рынка юридических услуг и не создаёт оптимальных условий для пополнения адвокатского сообщества высокопрофессиональными юристами, ведущими практику в нерегулируемой части рынка, даже несмотря на такие дополнительные преференции статуса, как адвокатская тайна и право на адвокатский запрос.
В проекте Концепции отмечается, что положения предлагаемых к принятию в её рамках нормативных правовых актов не будут распространяться на юристов, которые осуществляют профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений организаций. Будет рассмотрен вопрос также о сохранении права судебного представительства для лиц, являющихся близкими родственниками представляемого. Судебное представительство по-прежнему смогут осуществлять лица, являющиеся законными представителями граждан и руководителями организаций. Право оказания юридической помощи сохранят также участники государственной системы бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и некоммерческие организации, оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе.
Основные предлагаемые составляющие реформы рынка юридических услуг согласно проекту Концепции сводятся к следующему:
создание механизма гарантий сохранения тайны клиента;
повышение доступности, в том числе территориальной, юридической помощи гражданам;
улучшение качества предоставляемой правовой помощи посредством повышения профессионального уровня;
повышение гарантий качественной правовой помощи при оказании её на бесплатной основе;
установление равенства и единообразия в работе всех участников данного рынка;
создание нормативно определённых профессиональных стандартов, регламентирующих деятельность его участников;
введение механизма саморегулирования и институтов, осуществляющих контроль и привлечение к ответственности нарушающих правила профессиональной этики юристов;
введение специализации юристов;
повышение уровня защищённости и независимости юристов от всех внешних воздействий, в первую очередь – со стороны государственных органов.
При введении адвокатской монополии и реализации других предложений проекта Концепции возможны проблемы переходного периода. Например, могут возникнуть практические сложности с подтверждением адвокатами узкой специализации и т. д.
Вместе с тем, сторонники концепции адвокатской монополии считают, что при условии её грамотного и поэтапного введения, а также реформирования самого корпуса адвокатуры (не только путём увеличения его численности, но прежде всего посредством повышения профессионализма его членов) она может стать эффективным инструментом улучшения качества оказываемой в РФ юридической помощи.