Абу аль-Атахия
Абу́ аль-Ата́хия, Исмаил бин аль-Касим бин Сувейд бин Кайсан Абу-ль-Атахия (إسماعيل بن القاسم بن سويد بن كيسان أبو العتاهية) (748, Эль-Куфа, Халифат, ныне Ирак – 825, по другим данным, 826, Багдад), арабский поэт. Представитель поэзии «обновления» (бади) и основоположник жанра лирической поэзии зухдийят.
Родился в семье вольноотпущенников, отец – цирюльник. В юности продавал гончарные изделия в Эль-Куфе. Бо́льшую часть жизни состоял панегиристом при дворе багдадских халифов: аль-Махди (744–785, правил в 775–785), Харуна ар-Рашида, аль-Амина (787–813, правил в 809–813) и Абдаллаха аль-Мамуна.
Поэзия Абу аль-Атахии в основном носит философский пессимистический характер; средневековые филологи объясняли это его несчастной любовью к Утбе, вольноотпущеннице при дворе халифа аль-Махди. Первоначально поэт отдавал предпочтение любовной лирике, которая представлена у него в виде традиционного любовного вступления к панегирической касыде (насиб, نسيب), а также газелей – небольших стихотворений размером в 5–6 бейтов; они построены как любовное послание, нередко в форме диалога. Кроме того, в тот период Абу аль-Атахия создавал стихотворения мутазилитского характера; Абу аль-Фарадж аль-Исфахани передавал в «Книге песен» (كتاب الأغاني, 10 в.), что поэт критиковал догмат о несотворённости Корана и не считал его текст совершенным в литературном плане.
Второй этап творчества предположительно связан с переосмыслением Абу аль-Атахией жизненных ценностей в 797 г. (Дайф. 1966. С. 240). Начиная с этого времени создал множество произведений в жанре зухдийят – философско-аскетической лирики элегического и благочестивого характера, содержащей размышления о смысле жизни и тщетности человеческих усилий.
Появление в творчестве поэта жанра зухдийят во многом объясняется обстановкой богатства и одновременно нестабильности при дворе, в условиях которых, с одной стороны, придворные стремились к мимолётному наслаждению, с другой – к отказу от земных радостей, который должен обеспечить вечное блаженство в другой жизни. Абу аль-Атахия в стихах призывал к смирению перед тщетностью и неотвратимостью судьбы (стихотворения «О жизнь!», «Всё к Богу возвратится» и др.), покаянию (стихотворение «Лились мои слёзы»), моральной чистоте (стихотворение «Моим друзьям»), отказу от зависти, несправедливости и злобы (стихотворение «Сложнейшая борьба»). Его поэзия содержит завуалированную критику придворных нравов. Кроме того, по мнению ряда арабских исследователей, в лирике Абу аль-Атахии проявились взгляды, близкие к манихейству: в мире сосуществуют два равносильных божества – свет, из которого происходит всё доброе, и тьма – источник зла.
Абу аль-Атахия использовал приёмы традиционного доисламского оплакивания (риса, رثاء), такие как ритмические повторы и восклицания. Как поэт «обновления» (бади), Абу аль-Атахия часто прибегал к редким рифмам, размерам и поэтическим средствам: иджаза (إجازة) – стихотворение, повторяющее размер и рифму произведения другого поэта и выступающее в качестве дополнения к нему; бухур мухмаля (بحور مهملة) – размеры, не входящие в состав основных размеров аруда; муздавидж (مزدوج) – поэтическая форма, аналогичная рубаи; таулид (توليد) – новые поэтические образы, и др.
Существует ряд легенд об Абу аль-Атахии, свидетельствующих о его огромной популярности. Одна из них рассказывает о том, как византийский император направил к Харуну ар-Рашиду просьбу доставить поэта к его двору, чтобы тот написал несколько панегириков в честь правителя. Абу аль-Атахия отказался, но отправил в Византию стихотворение, часть из которого впоследствии была вырезана на дверях императорского дворца.
Произведения Абу аль-Атахии отличаются простотой, доступностью языка и лишены традиционной усложнённости, что стало одной из причин их широкой известности. Его лирика во многом предвосхитила творчество поэта-философа Абу аль-Аля аль-Маарри, а также арабскую суфийскую поэзию.