«Fors seulement»
«Fors seulement», популярная французская песня 15 в.
Текст неизвестного автора написан в традициях куртуазной поэзии труверов, в форме французского рондо́. Первая строфа выполняет функцию рефрена:
Fors seulement l'attente que je meure, En mon las cueur, nul espoir ne demeure, Car mon maleur si tresfort me tourmente Qui n'est douleur que par vous je ne sente, Pource que suis de vous perdre bien seure. | В ожидании одной лишь смерти Надежда в моём усталом сердце не живёт. Моя беда настолько меня измучила, Что [больше] я не скорблю о вас, Поскольку наверное знаю, что вас я потерял. |
Что представляет собой музыка оригинальной песни «Fors seulement» и кто её автор, неизвестно. Первая известная многоголосная версия песни – трёхголосное рондо «Fors seulement l’attente» (около 1460) – принадлежит Й. Окегему. В нём мелодия песни проводится в теноре, а затем имитируется в сопрано (нотные иллюстрации 1, 2). За неимением оригинала все позднейшие воплощения «Fors seulement» (в том числе и другие сочинения Окегема) так или иначе сопоставляются с голосами (сопрано и тенором) названного рондо. В рондо «Fors seulement contre» Окегем взял фрагмент мелодии сопрано из «Fors seulement l’attente», транспонировал её на дуодециму вниз и поместил в басу.
Мелодия «Fors seulement» использовалась как основа для многочисленных сочинений (всего более 40) в разных жанрах у франко-фламандских композиторов 2-й половины 15 в. и первых десятилетий 16 в. По оценке известного историка А. В. Амброса, она выполняла такую же роль «пробного камня» для композитора, желавшего написать светскую шансон на кантус фирмус, какую выполняла песня «L’Homme armé» для жанра мессы. Активней других «Fors seulement» обрабатывал композитор М. Пипеляр (около 1450 – около 1515). На «тему Окегема» он написал две шансон «Fors seulement», мотет «Exortum est in tenebris» (повышающая контрафактура его собственной второй шансон) и мессу. Среди композиторов, написавших шансон на музыкальном материале «Fors seulement»: А. Агрикола, Жоскен Депре, Пьер де ла Рю, Иоанн Гизелин, Я. Обрехт, А. Брюмель (нотная иллюстрация 3; мелодия, заимствованная из сопранового голоса рондо Окегема, проводится у Брюмеля в теноре). Среди авторов месс на «Fors seulement» (помимо Пипеляра) – Окегем, Обрехт и Э. Жене (известен под псевдонимом Карпантра).