Система тремоло
Систе́ма тре́моло (англ. tremolo system), деталь конструкции некоторых электрогитар и бас-гитар. Представляет собой струнодержатель (либо мостик, комбинированный со струнодержателем) с механизмом, позволяющим оказывать кратковременное воздействие на натяжение струн с помощью рычага, осуществляя эффект частотного вибрато. Система тремоло может быть неотъемлемой частью конструкции инструмента либо устанавливаться опционально.
Системы тремоло обладают комплексом свойств, среди которых наиболее важны: диапазон воздействия на натяжение струн, степень плавности хода, точность удержания строя и возврата в исходное положение, влияние на сустейн. Кроме того, важен аспект прогрессии механического износа некоторых частей и влияния особенностей конструкции на износ струн. Специфика баланса, компромисса между этими параметрами не обеспечивает безусловного преимущества какой-либо конструкции, в связи с чем сосуществуют, пользуясь широкой популярностью, разнообразные системы и их модификации.
Системы тремоло появились на рубеже 1920–1930-х гг. Дизайнер электрогитар фирмы Rickenbacker Д. Кауффман изобрёл и запатентовал систему «виброла». Она, в частности, устанавливалась в качестве штатного струнодержателя на гитары Rickenbacker серии Electro-Spanish в 1930-х гг., а также на инструменты некоторых других фирм (например Gibson, Epiphone), в том числе опционально. Название «виброла» (англ. lyre vibrola, sideways vibrola и др.) использовалось позднее (с 1960-х гг.) также и для некоторых систем тремоло, запатентованных фирмой Gibson, которые предлагались ею наряду с системой Bigsby, созданной в 1940 г. Её изобретатель П. Бигсби первую модель изготовил для М. Трэвиса, обратившегося к нему с просьбой отремонтировать установленную на его инструменте вибролу Кауффмана, механизм которой износился. Оценив конструкцию, П. Бигсби предложил принципиально иное решение, обеспечивающее более стабильное удержание строя. Его система в разных модификациях устанавливалась и штатно, и опционально на широкий спектр электрогитар разных фирм, сохраняет актуальность и в 21 в. Как и виброла Кауффмана, она может устанавливаться как на инструменты с полым корпусом или имеющим резонансные полости, так и на цельнокорпусные. Одним из наиболее известных популяризаторов системы Bigsby выступил Ч. Аткинс.
Значительной вехой стало появление системы тремоло, запатентованной Л. Фендером (патент 1956 по заявке 1954), специально созданной им для цельнокорпусных электрогитар модели Stratocaster. Иногда эту систему называют «синхронизированной» (англ. synchronized tremolo) в том смысле, что положения порожков-«сёдел» и точки крепления струн в мостике, объединённом со струнодержателем, постоянны относительно друг друга. Это принципиальное отличие от систем, где трение струн о порожки-«сёдла» оказывает заметное влияние на точность строя. «Синхронизированное» тремоло обеспечило более широкий диапазон воздействия на натяжение струн, позволило действовать рычагом в более экспрессивной манере и применять эффект вибрато чаще, без опасности заметных нарушений строя. Примером широкого использования системы тремоло в блюзе может служить композиция «Lenny» С. Р. Вона.
Эта система послужила основой как усовершенствований, так и новых разработок, оставаясь одной из самых популярных. Основной её модернизацией стало изменение точек опоры. Первоначально система тремоло опиралась на 6 болтов, уравновешиваясь с одной стороны натяжением струн, а с другой – пружинами (до 5) с возможностью их регулировки (нередко для более точной отстройки возврата системы в номинальное положение используется тремсеттер). Улучшению некоторых её характеристик способствовал переход на конструкцию с опорой на 2 болта (с 1986). Фирма Fender использовала и системы, не объединяющие мостик со струнодержателем (например на модели Fender Jazzmaster), но они не приобрели такой популярности, как «синхронизированное» тремоло (к концу 20 в. более известное как vintage tremolo) и его модифицированные варианты (например Wilkinson, Fender deluxe locking tremolo).
Новый этап в развитии систем тремоло открыло изобретение Ф. Роуза, создавшего одноимённую конструкцию к 1980-м гг. Его тремоло отличалось наибольшим диапазоном воздействия на натяжение струн, причём в обе стороны (другие системы не всегда позволяли повышать натяжение). При этом обеспечивалась достаточная стабильность строя, чему способствовала установка на инструменты с тремоло Floyd Rose топ-лока вместо обычного верхнего порожка. Фиксация струн топ-локом потребовала такого новшества, как размещение в системе тремоло устройства оперативной точной настройки. На волне развития исполнительской техники и экспрессивных стилевых направлений рок-музыки система Floyd Rose быстро завоевала признание, стала копироваться многими производителями, подтолкнула к разработкам сходных вариантов. Она способствовала росту популярности электрогитар тех фирм, с которыми было заключено лицензионное соглашение на установку этой системы в качестве штатной (первой из них была фирма Kramer). Популяризации тремоло Floyd Rose способствовало творчество многих гитаристов-виртуозов (С. Вай, Дж. Сатриани и др.).
Однако установка Floyd Rose на многие модели электрогитар, ставшие классическими к моменту его появления, была невозможна без серьёзного вмешательства в их конструкцию, нарушающего узнаваемый внешний вид и отчасти характерное звучание. И хотя такие модификации производились, в целом это привело к появлению систем, близких по возможностям, но позволяющих устанавливать их на разные модели гитар при минимальном их изменении. Многие из них, позволяя использовать как понижение, так и повышение натяжения струн (хотя и в меньшем диапазоне, чем Floyd Rose), не требовали установки топ-лока, но выявили необходимость в снижении трения струн о верхний порожек ради повышения стабильности строя и снижения износа струн. Для решения этой проблемы применялись разные способы: от подбора материала порожков и использования сухих смазок до установки роликовых порожков. При этом комплектация инструмента локовыми колками и замена обычных ретейнеров роликовыми позволяет практически полностью избежать проблем с удержанием строя.
Наряду с системами, построенными на основе оригинального тремоло Floyd Rose, используются разработки с принципиальными отличиями, например тремоло Zero Resistance, которое применяет фирма Ibanez. Для более плотной связи системы с корпусом инструмента (что благотворно влияет на сустейн) и меньшего износа в долгосрочной перспективе фирма отказалась на некоторых моделях от опоры «ножами» специальных вырезов на болты в пользу поворотного соединения на подшипниках. Эта конструкция отчасти напоминает некоторые разработки фирмы Kahler, которая, помимо многих удачных систем тремоло для обычных электрогитар, создаёт узкоспециальные варианты для мультимензурных инструментов. Она же известна системами тремоло для бас-гитар. Интересная особенность отличает систему trans trem для электрогитар и бас-гитар, разработанную Н. Стейнбергером: помимо использования обычным образом, она позволяет настроить несколько фиксированных положений, повышающих и понижающих строй инструмента, переключение между которыми при игре также выполняется рычагом.