Павлов Всеволод Владимирович
Па́влов Все́волод Влади́мирович [7(19).1.1898, село Бурынь Путивльского уезда Курской губернии, Российская империя; ныне г. Бурынь, Сумская область, Украина – 16.2.1972, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище], российский историк искусства, египтолог, педагог; заслуженный деятель искусств РСФСР (1962). Доктор искусствоведения (1944).
Биография
Родился в семье выпускника Пажеского корпуса, титулярного советника (к 1916 статский советник) Владимира Владимировича Павлова (1864 – 26.12.1941) и его жены, Лидии Дмитриевны, урождённой княжны Вадбольской (1872–1948). С 1905 г., после развода родителей, жил с матерью в Москве, детские и юношеские годы провёл в кругу родственников по материнской линии, преимущественно у деда и бабушки – князя Дмитрия Петровича Вадбольского (1832–1918) и княгини Юлии Николаевны Вадбольской (урождённая Гамалея; род. 1847). Мать давала уроки музыки и иностранных языков.
Павлов окончил частную мужскую гимназию Л. И. Поливанова (1917); во время учёбы впервые заинтересовался искусством и культурой Древнего Египта.
В 1917 г. поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета (МГУ) [Центральный государственный архив г. Москвы. Отдел хранения документов до 1917 г. (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г.). Ф. 418. Оп. 331. Д. 2200. Л. 1]. Однако в 1918 г., из-за событий т. н. юнкерского мятежа и Гражданской войны 1917–1922 г., прервал обучение на 2-м курсе.
Уехал к семье в Евпаторию, где поступил на службу делопроизводителем в местную женскую гимназию. В ноябре 1920 – октябре 1921 гг. состоял учителем истории и советской конституции в 17-й, 18-й, 19-й и 20-й школах 1-й ступени; в октябре 1921 – июне 1922 гг. – учитель-воспитатель и секретарь школьного совета в 1-й Крымской показательной детской колонии (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 418. Оп. 331. Д. 2200. Л. 10, 17, 29). Одновременно, в 1921–1922 гг., заведующий секцией изобразительных искусств подотдела искусств Евпаторийского отдела народного образования, участвовал в организации художественного музея в Евпатории (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 418. Оп. 331. Д. 2200. Л. 12, 17). В 1922–1923 гг. жил и работал в Севастополе.
В 1923 г. вернулся в Москву; с того же года работал научным сотрудником Центрального хранилища Музейного фонда (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 418. Оп. 331. Д. 2200. Л. 17 об.). Жил в доме родственников второй жены – Ксении Сергеевны Кушковской.
В 1925 г. принят на 2-й курс отделения искусствознания этнологического факультета 1-го МГУ (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 418. Оп. 331. Д. 2200. Л. 16), где познакомился с М. А. Ильиным, с которым в дальнейшем поддерживал дружеские отношения. Среди учителей Павлова в МГУ – В. К. Мальмберг, Б. П. Денике, И. Э. Грабарь, А. В. Бакушинский, А. А. Сидоров; историки Н. А. Рожков, В. П. Волгин, В. В. Адоратский, В. И. Невский; археолог В. А. Городцов (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 418. Оп. 331. Д. 2200. Л. 111–111 об.). На профессиональное становление будущего учёного значительно повлияли труды Г. Вёльфлина; выработанную им методологию Павлов впоследствии применял в своей научной деятельности. Совместно с Л. И. Некрасовой он перевёл на русский язык книгу Вёльфлина «Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса» («Die Kunst der Renaissance Italien und das deutsche Formgefuhl», 1931; перевод издан в 1934).
В 1929 г. защитил дипломную работу на тему «Марксистско-социологическое обоснование стиля египетского рельефа эпохи Нового царства» (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 418. Оп. 331. Д. 2200. Л. 110), был направлен в аспирантуру Института археологии и искусствознания Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), тогда же стал сотрудником отдела Древнего Востока Государственного музея изящных искусств (ГМИИ). После окончания аспирантуры получил звание доцента и учёную степень кандидата искусствоведения.
С 1934 г. заведовал отделом Древнего мира в ГМИИ, руководил реэкспозицией Античного отдела музея. С 1935 г. заведовал отделом Древнего Востока, выделенным из отдела Древнего мира. Работал в ГМИИ до 1962 г.
С 1930-х гг. поддерживал общение с коллегами-египтологами М. Э. Матье, Т. Н. Бороздиной-Козьминой, Н. Д. Флиттнер (все – ученицы Б. А. Тураева); с антиковедами В. Д. Блаватским, М. М. Кобылиной, Н. М. Лосевой, Л. П. Харко и другими специалистами из МГУ и ГМИИ. Интересовался научными работами египтологов из Ленинграда (Б. Б. Пиотровского, В. В. Струве, В. И. Авдиева, Ю. Я. Перепёлкина). В 1935 г. принимал участие в 3-м Международном конгрессе по иранскому искусству и археологии в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
В годы Великой Отечественной войны Павлов не был призван на фронт (по состоянию здоровья); вместе с другими сотрудниками ГМИИ охранял здание музея, вёл работу по сохранению музейных ценностей; награждён медалью «За оборону Москвы» (1944).
В 1955 г. предпринял поездку в Китай в составе советской делегации по приглашению правительства КНР. В 1957–1958 гг. побывал в Египте, Сирии, Ливане. В 1959 г. Павлов перенёс инсульт; несмотря на проблемы со здоровьем, продолжил научную и преподавательскую деятельность. В 1960 г. принял участие в 25-м Международном конгрессе востоковедов в Москве.
Собрал обширную коллекцию гемм (часть из них ныне хранится в Государственном музее Востока, Москва). Интересовался также зоологией, в частности, анатомией животных; увлекался охотой.
Научная деятельность
В 1930-х – начале 1940-х гг. приоритетной областью научных интересов Павлова были систематизация стилистики искусства Древнего Египта и выявление его специфики в сравнении с культурой других регионов и эпох. Закономерным продолжением его дипломной работы стали статьи «К вопросу об изображении человеческой фигуры в египетском рельефе» (1933) и «Проблема пространства в искусстве Нового царства» (1935). Важный вклад в развитие отечественной египтологии внесли две монографии этого периода. Его книга «Очерки по искусству Древнего Египта» (1936) сформировала общее представление об этапах развития древнеегипетского искусства и их ключевых особенностях. Монография Павлова стала второй работой о культуре Древнего Египта в Советской России (после публикации Ф. В. Баллода «Очерки по истории древнеегипетского искусства», 1924). Книга приобрела особую ценность для отечественных исследователей того времени на фоне проблем с доступностью иностранной научной литературы по теме. Монография «Скульптурный портрет в Древнем Египте» (1937) обозначила начало изучения Павловым темы портретности в древнеегипетском искусстве.
Павлов также работал над атрибуцией, анализом и реорганизацией памятников египетской коллекции В. С. Голенищева в ГМИИ. Результаты этой деятельности учёного отражены в статьях «Египетский рельеф с изображением плакальщиков в собрании ГМИИ (к вопросу о мемфисской школе эпохи Нового царства)» (1939) и «Две древнеегипетские портретные головы эпохи Среднего царства из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» (1940). Публикации в целом носили атрибуционный характер, но в них автор сформулировал обобщающие вопросы об особенностях развития древнеегипетского искусства, которые рассматривал в последующих трудах.
В годы Великой Отечественной войны Павлов продолжал исследовательскую деятельность; в 1944 г. защитил докторскую диссертацию «Египетский скульптурный портрет эпохи эллинизма». После войны организовал новую экспозицию зала Древнего Египта в ГМИИ (первая создана Б. А. Тураевым к открытию музея). Одним из итогов этой работы стала публикация путеводителя по древнеегипетскому залу («Египет. Путеводитель», 1945). К значимым трудам в рамках анализа и систематизации памятников из коллекции музея также относятся статьи «Туалетная ложечка № 3627 из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» (1950) и «Египетский фаянсовый сосуд № 3612 из ГМИИ имени А. С. Пушкина» (1951), книга «Египетская скульптура в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Малая пластика» (1949). В ней автор проанализировал произведения из собрания ГМИИ в контексте важнейших особенностей древнеегипетской культуры, обозначив при этом связь пластики малых форм с монументальной скульптурой.
Важными исследовательскими достижениями Павлова в 1950-х гг. стали альбом «Памятники искусства Древнего Египта в музеях Советского Союза» (1958, совместно с М. Э. Матье) и монография «Художественное ремесло Древнего Египта» (1959, в соавторстве с С. И. Ходжаш). Последняя приобрела ценность не только в России, но и за рубежом. В книге проанализированы памятники декоративно-прикладного искусства в соответствии с тематическим принципом: разделы посвящены произведениям из камня, стекла, металла, кости, дерева и других материалов. Монография подчеркнула важную роль изделий художественного ремесла в качестве источника для изучения древнеегипетской культуры, тем самым дополнив общее представление о её развитии.
Многолетний научный интерес Павлова к теме портретности в древнеегипетском искусстве отразился в работах «Скульптурный портрет Древнего Египта» (1957) и «Фаюмский портрет» (1965). Книга «Египетский портрет I–IV веков» (1967) во многом подвела итог исследованиям автора в этом направлении. Опираясь на собственные труды и публикацию А. С. Стрелкова «Фаюмский портрет. Исследование и описания памятников» (1936), Павлов развил эту тему, включив её в более широкий историко-культурный и историографический контекст.
Учёный уделял внимание и истории развития отечественной египтологии. В частности, опубликовал статьи об исследовательской деятельности Б. А. Тураева (1948) и В. С. Голенищева (1960); в связи с 25-м Международным конгрессом востоковедов подготовил доклад и статью на русском и французском языках «Русская дореволюционная и советская наука о египетском искусстве» (1960).
Павлов как преподаватель и учёный внёс значительный вклад в развитие отечественной египтологии, в особенности московской египтологической школы. Однако сфера его интересов не ограничивалась искусством Древнего Египта. Так, он опубликовал работы о художниках П. Я. Павлинове (1933), А. С. Степанове (1960), В. А. Ватагине (1966); написал ряд статей о произведениях глиптики (1962, 1964).
Преподавательская деятельность
Павлов преподавал с 1930-х гг. и почти до конца жизни. В 1931–1941 гг. читал лекции в Государственном институте театрального искусства; с 1934 г. – лекции по искусству Востока в Московском историко-философско-литературном институте (МИФЛИ имени Н. Г. Чернышевского). С 1943 г. преподавал на филологическом факультете МГУ, с 1950 г. – на историческом (студентам отделения искусствоведения): вёл лекционные курсы и семинары по искусству стран Ближнего и Дальнего Востока, Древнего Востока, по античному искусству. Занимал должность профессора кафедры общего искусствознания филологического факультета МГУ (1943–1950); кафедры общего искусствознания (1950–1954), кафедры теории и истории искусств (1955–1960), кафедры истории зарубежного искусства (1960–1972) исторического факультета МГУ.
Среди учеников Павлова: С. И. Ходжаш, Н. М. Никулина, Р. Д. Шуринова, Н. А. Померанцева, Е. В. Завадская, Н. А. Виноградова, Г. И. Соколов, Э. Л. Семенцова, М. Б. Мясина.
Семья
Павлов был трижды женат. Первой женой исследователя (1919–1922) стала Нина Леонидовна Хрущёва, дочь инспектора народных училищ Евпаторийского уезда и члена Евпаторийского уездного училищного совета Л. А. Хрущёва (Хрущова). В 1920 г. у супругов родился сын Дмитрий (погиб в 1941). Во втором браке (1923–1930) с литературоведом Ксенией Сергеевной Кушковской (1900–1972) родилась дочь Ирина (1924–1992, литературовед). До конца жизни прожил с третьей женой (в браке с 1932), историком искусства и переводчицей Екатериной Алексеевной Некрасовой (1905–1989); у супругов родилось двое детей: дочь Екатерина (1934–2015; историк искусства) и сын Владимир (род. 1940; актёр театра и кино).