Барбой Юрий Михайлович
Барбо́й Ю́рий Миха́йлович (17.10.1938, Запорожье – 31.12.2017, Санкт-Петербург), российский театровед, заслуженный деятель искусств РФ (2008), доктор искусствоведения (1989), действительный член Академии гуманитарных наук РФ (1994).
Окончил среднюю школу в г. Запорожье, параллельно учился в музыкальной школе, после окончания которой, пройдя педагогические курсы, работал преподавателем по классу фортепиано в Каменско-Днепровской музыкальной школе, затем концертмейстером и преподавателем фортепиано в музыкальной школе № 1 Запорожья.
В 1963 г. окончил театроведческий факультет ЛГИТМиКа (ныне Российский государственный институт сценических искусств, РГИСИ). В 1963–1967 гг. работал в Дальневосточном институте искусств (Владивосток), пройдя путь от преподавателя до и. о. заведующего кафедрой. В 1967–1970 гг. аспирант ЛГИТМиКа. В 1970–1974 гг. вёл курсы истории советского театра, кино и теории драмы в Ленинградском государственном институте культуры имени Н. К. Крупской (ныне Санкт-Петербургский государственный институт культуры).
В 1970–1974 гг. помощник главного режиссёра Ленинградского театра комедии (ныне Государственный академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Участвовал в разработке и реализации художественной программы, связанной с творческим обновлением театра, которая, несмотря на появление успешных и глубоких спектаклей, подверглась критике партийного руководства города: в 1974 г. Барбой как отвечавший за репертуарную политику вынужден был покинуть театр.
В 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию «Эпическое и драматическое в советской драматургии середины двадцатых – начала тридцатых годов». Работал в ЛГИТМиКе, сначала в должности заведующего редакционно-издательским отделом, затем как преподаватель кафедры русского и советского театра. С 1975 г. вёл семинар по анализу драмы, читал спецкурс «Актуальные проблемы современного театра». С 1977 г. перешёл на постоянную педагогическую работу на кафедре.
В 1979 г. вошёл в исследовательскую группу «Социология и театр» при ленинградском отделении Всероссийского театрального общества (ВТО), осуществлявшую серию новаторских исследований зрительской аудитории, а также социального бытия спектаклей и театральных коллективов. По заданию ВТО писал аналитические обзоры сезонов ленинградских театров. В 1980-х гг. изучал проблемы теории театра, участвовал в работе над научными сборниками, среди которых наибольшее значение имеет коллективный труд «Актёр. Персонаж. Роль. Образ», где была опубликована его статья «Теория перевоплощения и система сценического образа». Итогом теоретических исследований Барбоя в 1980-х гг. стала его книга «Структура действия и современный спектакль» (1988). В 1989 г. защитил докторскую диссертацию «Театральный образ: основные элементы и природа связей», в том же году стал профессором кафедры. В 1991 г. избран заведующим кафедрой русского театра ЛГИТМиКа, которой руководил до конца жизни. Параллельно стал председателем секции критики и театроведения санкт-петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ.
Участвовал в ряде крупнейших международных конференций и симпозиумов в Берлине, Монреале, Стокгольме, Хельсинки и др. В конце 1990 – начале 2000-х гг. выпустил коллективные сборники (с участием сотрудников своей кафедры), посвящённые обзорам текущих сезонов санкт-петербургских театров (Петербургские театральные сезоны. Вып. 1–5). В 2008 г. опубликовал свой труд «К теории театра». Разработал методику чтения курса «Теория театра» и на протяжении двух десятилетий читал этот курс на театроведческом факультете РГИСИ.
В 2011 г. под редакцией Барбоя в свет вышло учебное пособие «Введение в театроведение» – первое теоретическое введение в профессию в отечественном театроведении. В 2016 г. Барбой записал цикл видеолекций по теории театра. В своих исследованиях по теории театра развивал традиции петербургской научно-теоретической школы в области искусствознания, эстетики и театроведения. Опирался на общетеоретические постулаты А. Н. Веселовского, А. А. Гвоздева, Б. М. Эйхенбаума, Н. Я. Берковского, П. П. Громова, С. В. Владимирова и своего непосредственного учителя и наставника – Б. О. Костелянца.
Одно из самых важных открытий Барбоя заключается в том, что он вскрыл резервы драматизма, существующие в самой структуре спектакля как системе эстетических взаимодействий. Это позволило ему выявить специфически театральное ядро художественного образа, заключающееся в ролевых отношениях персонажа, актёра и зрителя. Эти отношения, становящиеся структурообразующими для сценического действия, учёный прослеживает сквозь историческое время, обнаруживая их модификации, а соответственно различные формы и типы театра и его формообразующие доминанты. Выявление театрально-эстетического ядра позволило Барбою впервые в отечественной науке построить целостную научно-теоретическую модель театра, установить систему понятий и дефиниций, характеризующих сценическое искусство.
С 2018 г. в РГИСИ ежегодно в октябре проходят научно-теоретические Барбоевские чтения. В институте учреждена Барбоевская премия для молодых учёных за достижения в области изучения теории и методологии театральных исследований. В 2018 г. к 80-летию исследователя было приурочено 2-е издание его книги «К теории театра», в 2019 г. опубликованы его аналитические обзоры сезонов ленинградских театров в серии «Лекции по истории театра». В РГИСИ образована Комиссия по изучению научного наследия Ю. М. Барбоя.