Лебедев Кирилл Владимирович
Ле́бедев Кири́лл Влади́мирович (Кирилл Кто) (род. 16.7.1984, Зеленоград, ныне административный округ Москвы), российский художник, куратор выставок и фестивалей, теоретик стрит-арта.
Родился в семье инженеров. От деда и матери унаследовал интерес к коллекционированию: изучал и собирал жуков, стрекоз и бабочек. Учился в физико-математическом лицее и проявлял склонность к техническим наукам. Постепенно творчество стало занимать всё его свободное время, и в девятом классе Лебедев перешёл из физико-математического лицея в гуманитарную школу. В 1996–2000 гг. учился в Зеленоградской художественной школе № 9, где с наибольшим интересом изучал графические техники, однако профессионального художественного образования так и не получил.
В детстве из-за бытовой неустроенности он много часов проводил на улице, что сформировало определённое отношение к городскому пространству, ставшему для него естественной средой для игр и творчества («У вас есть дом, а у нас – улица»: интервью с уличным художником Кириллом Кто // Furfur). К этому времени относится первое «столкновение» Лебедева с городскими текстами – надписями в деревянных беседках, на стенах Дворца культуры и на мосту в зеленоградском лесопарке. В возрасте тринадцати лет он начал оставлять послания друзьям: строчки из песен, цитаты из прозы и стихотворений. По словам художника, «тогда все обменивались признаниями в любви или ненависти, просто шуточками политическими, оставленными ручкой на школьных партах, краской на стенах подъездов, мелом на асфальте… Это – витальная потребность что-то сказать в физическом пространстве, которое в "нулевых" постепенно было заменено территорией онлайн» (Кирилл Кто: «Я живу улицей» // arterritory).
Художественные проекты
После просмотра американского фильма «Столкновение» («Thrashin'», 1986, режиссёр Д. Уинтерс) Лебедев увлёкся скейтбордингом и субкультурным граффити. Первый рисунок баллончиком сделал в 1995 г., использовав найденную в гараже аэрозольную краску производства завода «Латвбытхим». В 1996 г. рисовал маркером на различных поверхностях в городской среде. Первый никнейм – Мухомор, родившийся в результате увлечения Лебедева психоделиками, придумал в 1996 или 1998 гг. Другие псевдонимы – Swexwe, Tik, Zero, Ухо – создавались им для работы над определённой темой или в особой стилистике. Наиболее известный псевдоним – Кто – появился в 2000 г. Сам художник говорит о нём так: «Это не псевдоним, это не никнейм, это нечто сродни статусу, званию, которое нужно ежедневно подтверждать. Если ты его не подтверждаешь, то ты перестаёшь быть этим "Кто" и превращаешься в либо "Никто и звать меня Никак", либо во "Все остальные", либо, в лучшем случае, в "Кое-Кто", в нечто вроде музы или адресата, для того, у кого оснований называться "Кто" будет гораздо больше» (Кирилл Лебедев (Кто) // Vladey).
В 2000–2002 гг. художник перешёл от теггинга к работе со знаками и текстами. К этому периоду относится появление его персонажей: рыбки, мутирующей пуговицы, самолазки – ожившей лестницы с глазами, ручками и ножками, обладающей стремлением к исследованию и открытию новых пространств, которую Лебедев ощущал своим альтер эго.
В 1999 г. вступил в одну из первых московских граффити-команд Tag Forever (T4R). В 2001–2009 гг. состоял в граффити-команде «Зачем», совместно с ней выпустил журнал GoVegas (2003) и снял фильм о российском граффити «Гоп-стоп» (2004). Однако, размышляя о сути субкультурного граффити и возможностях более концептуальной художественной реализации на улицах, художник перешёл к экспериментам с формой. В 2003–2005 гг., проживая в украинском городе Кривой Рог, лишённый доступа к аэрозольным краскам и другим художественным материалам, Лебедев начал собирать на улице и в бабушкиных сундуках кусочки фольги, обрезки линолеума, крышки от бутылок и другие предметы, которые затем соединял скрепками. В отличие от московских проектов, привязанных к городской среде и размещаемых им в людных местах, эти ассамбляжи в основном размещались в лесу, на территории т. н. отвалов – мест, где скапливается пустая порода после карьерной выработки, что сводило к минимуму число возможных зрителей. В этом поиске объектов и их объединении возродилась детская увлечённость Лебедева коллекционированием. В Киеве он познакомился с местным художественным сообществом и сблизился с граффити-командой «Пся крев» (Psia krew, PSKR) и её лидером – художником В. Воротнёвым (никнейм Lodek).
Вернувшись в Москву в 2005 г., совместно с Мишей Most, райтерами Д. Позе (никнейм Pose) и А. Клюйковым (никнейм Blez) создал граффити-команду Nо Future Forever (2005–2009; англ., буквально – «нет будущего навсегда»), в название которой они вложили своё отношение к текущему состоянию российского граффити. Так, в проекте «Перекрытия» (2011–2013) Лебедев закрашивал теги и уличные росписи в центре Москвы, с одной стороны, выполняя работу сотрудников коммунальных служб, с другой – выступая цензором от лица художественного сообщества. Уничтожая чужие надписи, он рисовал поверх них блок, замочек, намекая на «закрытость» субкультуры, наносил вокруг них очертания тучки, обращаясь к образу облака тегов, или заключал их в конверт, заявляя, что граффити – это пустая идея.
С 2010 г. работает над проектом «Опрозрачнивание»: на баннерах, закрывающих фасады московских зданий, Лебедев вырезает глазницы, как будто внимательно следящие за прохожими и демонстрирующие им происходящее «за ширмами» (чаще всего разрушение под видом реконструкции). Использование узнаваемых памятников продолжилось в проекте «Пленэр» (с 2011): художник создаёт двухмерные копии городских объектов на ближайших к ним стенах.
В 2012 г. Лебедев вернулся к работе с текстовыми посланиями, включая в росписи цитаты, авторские неологизмы, юмористические или философские высказывания. Несмотря на сознательный отказ от использования единого шрифта, его надписи узнаваемы благодаря свободному обращению с текстом и ярким разноцветным буквам. Такой стилистический приём родился спонтанно, т. к. Лебедев часто использовал остатки аэрозольной краски, доставшейся ему от других граффити-райтеров и художников.
Одна из самых известных уличных работ – роспись «Всё обойдётся» (2012, закрашена в 2016), созданная в рамках проекта «Лоскутное одеяло» возле тоннеля, ведущего от Курского железнодорожного вокзала к Центру современного искусства «Винзавод» в Москве.
С 2013 г. Лебедев занимается станковыми графикой и живописью. Серийный принцип создания произведений служит отсылкой к работе с городским пространством, где художник вынужден постоянно трансформировать и вписывать в новый контекст схожие формы.
Концептуально эта связь прослеживается в сериях «НИЧЕГО» (c 2015, бумага, холст, смешанная техника) и «Всё равно» (с 2013, бумага, смешанная техника), посвящённых обесцениванию, уничтожению произведений стрит-арта и их вынужденному переносу с улиц на холст и бумагу. В графических листах серии «Всё равно» встречаются узнаваемые персонажи Лебедева, например самолазка, и тексты о том, что, «разумеется, на стене, гараже или заборе это смотрелось бы убедительнее» [Кирилл Кто. «Всё равно» // РБК daily. 29 января 2014. № 13 (1788). С. 11].
В серии «Тоже есть это» (с 2017, бумага, смешанная техника) художник создаёт графические работы с надписями «Теперь у вас тоже есть это зелёного цвета», «Теперь у вас тоже есть это мышиного цвета» и т. п., обращая внимание на свойственное многим желание иметь в собственности произведение искусства, что приводит к девальвации последнего.
На крупноформатные холсты из серии «Чуть больше привычного» (c 2020, холст, смешанная техника) Лебедев наносит текстовые композиции, отсылающие к формату дневниковых заметок, и использует известные идиомы. Выполненные в узнаваемом стиле шрифтовые композиции дополнены системой знаков, визуально напоминающих детские рисунки на полях и случайные «почеркушки» на страницах блокнотов.
В работах серии «Верификация» (с 2021, холст, смешанная техника) автор в полуироничной манере сравнивает популярность явлений и персоналий по количеству ссылок, выдаваемых поисковой системой Google.
Теоретическая и кураторская деятельность
Организатор фестивалей граффити в Зеленограде (2000, 2001), ставших крупнейшими в Москве государственными инициативами по поддержке этой субкультуры в начале 2000-х гг.
В 2005–2008 гг. сотрудничал с недавно открывшимся в тот момент Центром современного искусства «Винзавод» в Москве, где в 2006–2012 гг. владел мастерской. Один из кураторов международного фестиваля «Граффити. Винзавод» (2006, совместно с художником Мишей Most, арт-дилером Н. Палажченко). В 2010–2013 гг. – сокуратор проекта «Стена» (совместно с художниками, кураторами и теоретиками стрит-арта И. Поносовым и А. Целуйко): на выделенной на территории «Винзавода» стене регулярно сменяли друг друга росписи и инсталляции уличных художников. В рамках проекта Лебедев и Поносов прочли лекционный курс в Российском государственном гуманитарном университете в Москве (2013).
Один из кураторов посмертной персональной выставки «Наше дело подвиг!» художника Паши 183 (2014, совместно с куратором П. Борисовой, Московский музей современного искусства).
С 2009 г. записывает интервью с представителями российского стрит-арта, на начало 2020-х гг. готовит их к публикации.
Организатор первой премии в области уличного искусства «уЛичный вклад» (2013).
Среди ключевых персональных выставок – «No name, no shame, no fame» (2009, галерея Paperworks, Москва), «Много букоф» (2010, пространство «Протвор», Санкт-Петербург), «ВСЁ 1) будет хорошо 2) равно 3) обойдётся без меня» (2014, галерея XL, Москва), «Чуть больше привычного» (2021, галерея Syntax, Москва).
Среди ключевых групповых выставок – «Русский леттризм» (2009, Центральный дом художника), 2-я биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (2016, Центральный выставочный зал «Манеж»), 1-я Триеннале современного искусства (2017, Музей современного искусства «Гараж», все три – в Москве), «Открытый микрофон» (2021, Творческий индустриальный кластер «Октава», Тула).
Номинант премии «Инновация» с серией «300 городских граффити» в категории «Новая генерация» (2013).