Японизм
Япони́зм (франц. japonisme), направление в западноевропейском и американском искусстве конца 19 – начала 20 вв., обусловленное влиянием искусства и культуры Японии.
Проявилось как в прямом заимствовании мотивов, так и через интерпретацию композиционных и колористических схем в живописи, технических приёмов в декоративно-прикладном искусстве и т. д. Термин введён в 1872 г. французским критиком и коллекционером Ф. Бюрти, описавшим европейское увлечение Японией, возникшее после проведения Всемирных выставок в Лондоне (1862) и Париже (1867), где впервые были представлены японcкие национальные павильоны. После падения бакуфу в 1867–1868 гг. на европейском и американском рынках появились произведения японского декоративно-прикладного искусства. В Европе вошла в моду японская ксилография укиё-э: гравюры собирали путешественники (С. Н. Китаев, его коллекция ныне в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) и творческая интеллигенция (Э. Мане, Э. Дега, Т. Готье, Дж. Уистлер, У. Моррис, Э. Золя и др.). В 1870-е гг. в музеях организовывались экспозиции японского искусства. Дж. Уистлер оформил для Ф. Р. Лейланда гостиную, где хранилась коллекция восточного фарфора («Павлинья комната», 1876–1877; ныне в Галерее искусства Фрир, Вашингтон). Ключевую роль в популяризации японского искусства во Франции сыграл художник Ф. Бракмон, основавший «Общество графиков» (1862).
Асимметричность, «кадрированность» будто бы случайно выхваченной взглядом композиции, необычные «подсмотренные» ракурсы, плоскостность, пустой фон, локальные цвета, нарочитая бессюжетность – эти качества японской гравюры уже в 1880-х гг. стали составляющей художественного языка импрессионистов и постимпрессионистов (Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, П. Гогена, К. Моне, В. Ван Гога и других художников), а позднее и группы «Наби». Следующий этап японизма связывают со стилем модерн, где он сильнее всего проявился в декоративно-прикладном искусстве (Л. К. Тиффани, братья Хертер в США; А. Ф. Тесмар, Р. Лалик, Э. Грассе во Франции; Ч. Р. Макинтош в Великобритании; Г. Климт в Австро-Венгрии и т. д.). К японизму принадлежат и работы О. Бёрдсли.