Вальтер Сен-Викторский
Ва́льтер Сен-Викто́рский (лат. Gualterus de Sancto Victore) (ум. после 1180, Париж), средневековый католический богослов, по-видимому, британского происхождения, представитель сен-викторской школы. Оказался в парижском аббатстве уставных (регулярных) каноников Сен-Виктор, когда его возглавлял Гильдуин. Субприор (с 1162), а затем и приор аббатства Сен-Виктор (с 1173). Автор полемического трактата «Против четырёх лабиринтов Франции» (1177–1178), направленного против Пьера Абеляра, Петра Ломбардского, Петра из Пуатье и Гильберта Порретанского, которые, «вдохновляясь только аристотелевским духом, со схоластической легковесностью рассуждали о невыразимых тайнах Св. Троицы и воплощения» (Le «Contra quatuor labyrinthos Franciae». 1953. P. 201). В сочинениях названных схоластов Вальтер Сен-Викторский усматривал проявление «христологического нигилизма», т. е. отрицание субстанциальности человеческой природы Христа. Гневные обвинения в адрес «еретиков», к которым Вальтер Сен-Викторский относил и Иоанна Дамаскина, дополнялись выпадами против языческих философов (Аристотеля, Сенеки и др.). «Новые еретики», по мнению Вальтера, порождались философами и диалектиками. Борьба с философией была персофиницированна в конфликте Вальтера с каноником Годфруа Сен-Викторским, автором поэмы «Источник философии» (после 1176). Годфрид, преклонявшийся перед Августином, но убеждённый в том, что поучения Сенеки Луцилию немногим уступают Евангелию, вызывал у Вальтера непреодолимое отторжение. Ведь, по словам Вальтера Сен-Викторского, Сенека хуже, чем прочие философы, ибо с его именем связана губительная апология самоубийства. Неравная распря между приором и простым каноником завершилась изгнанием последнего из парижского аббатства Сен-Виктор. Вместе с тем богословским «Проповедям» Вальтера Сен-Викторского, изданным Жаном Шатийоном (1912–1988), не была свойственна воинствующая непримиримость пресловутого памфлета. В частности, в XV проповеди, приведя рассуждение о том, что «Отчий свет» Сына открывает доступ к «Светоначальному Отцу», Вальтер прилежно переписывал первые страницы комментария Гуго Сен-Викторского к «Небесной иерархии» Дионисия Ареопагита.