Р. М. Рильке и Л. Н. Толстой: к истории взаимоотношений
Р. М. Рильке и Л. Н. Толстой: к истории взаимоотношений. 16(28) апреля 1899 г. Р. М. Рильке побывал у Л. Н. Толстого в Москве. Поэт писал матери, что «тронут его добросердечием и человечностью», умилён «смиренной простотой его обхождения» (цит. по: Леенсон Е. И. Рильке Райнер Мария // Л. Н. Толстой : энциклопедия. М., 2009. С. 705).
Из письма Рильке Толстому от 8 сентября 1899 г. известно, что при встрече в апреле они говорили о вере, о бабидах. С этим письмом Рильке отправил и «книжку, вылившуюся из <…> смутных чувств» к его «славянской родине, к Праге» (цит. по: Зайденшнур Э. Р. М. Рильке у Толстого // Литературное наследство. Т. 37–38. М., 1939. С. 708), это был сборник стихов «Две Пражские истории» («Zwei Prager Geschichten», 1899, сохранился в Яснополянской библиотеке). Толстой в единственном письме к Рильке от 13(25) сентября 1899 г. заметил: «Я с удовольствием вспоминаю о приятном и интересном разговоре, который имел с вами <…>» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 72. М. ; Л., 1933. С. 569). Однако эти слова служили лишь этикетной формулой.
19 мая (1 июня) 1900 г. Р. М. Рильке с Л. Андреас-Саломе посетили Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Поэт вспоминал, что они беседовали «о России, о Боге, о смерти» и от слов Толстого «веяло первозданным могуществом, ощущением силы и величия» (цит. по: Азадовский К. М. Рильке и Россия : статьи и публикации. М., 2011. С. 54). На Толстого эта встреча не произвела никакого впечатления и даже утомила его. 20 мая 1900 г. в письме к дочери Марии он жаловался, что, «кроме просителей, уж было 5 посетителей» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 72. С. 365).
Р. М. Рильке, противопоставляя рациональное познание мира художественному, не видел в Л. Н. Толстом философа. 28 июля 1901 г. он писал А. Н. Бенуа: «Разве Толстой, некогда полный тысячи противоречий, не был великим, незабвенным художником? А теперь он с трудом пробивается сквозь наукообразно-затвердевшие слои своего собственного мировоззрения <…>» (цит. по: Азадовский К. М. Р. М. Рильке и Л. Н. Толстой // Русская литература. 1969. № 1. С. 142–143).
Роман «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910) Рильке планировал завершить главой о Толстом (она осталась неоконченной). В сохранившихся набросках дан образ охваченного ужасом смерти «великого богобоязненного человека», который страдает, отказавшись от художественного творчества, бывшего для него «блаженным усилием создавать своего собственного, единственно возможного бога» (цит. по: Азадовский К. М. Р. М. Рильке и Л. Н. Толстой. С. 148).
В письме к Г. Понгсу от 21 октября 1924 г. поэт подвёл итог своему пониманию личности русского писателя: «Толстой: из моих визитов к нему неправильно делать вывод о его влиянии на мои тогдашние работы <…>. Он явился мне лишь подтверждением моего открытия России <…>. Встреча с Толстым, наивная этика и религия которого никогда не привлекали меня <…>, лишь укрепила меня во взглядах, противоположных тем, которые он рассчитывал внушить <…>. Я видел, как <…> художник исподволь одерживает в нём верх <…>» (цит. по: Азадовский К. М. Рильке и Россия ... С. 96–97).
Р. М. Рильке с благоговением относился к Л. Н. Толстому, считая его хоть и противоречивой, но великой личностью, и не принимал его отказа от литературного творчества.