Псково-Печерская икона Успения Божией Матери
Пско́во-Пече́рская ико́на Успе́ния Бо́жией Ма́тери («Успение Псково-Печерское, в житии»), произведение древнерусской живописи, чтимая святыня. Главная чудотворная икона Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Написана в 1521 г. Редкое по типу изображение Успения Богородицы, с сюжетами в клеймах. Празднование 15(28) августа с крестным ходом вокруг монастыря.
История создания, убранства и почитания иконы
История создания и почитания подробно зафиксирована в источниках 16–18 вв. Икона многократно упоминается в Летописи (Повести) Псково-Печерского монастыря 16–17 вв. (основа написана игуменом Корнилием в 1531; Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском монастыре // Книжные центры Древней Руси XI–XVI вв. Санкт-Петербург, 1991. С. 188–199; Летопись Псково-Печерского монастыря... 1993). В 1-й главе летописи рассказывается о написании иконы в 1521 г. иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских купцов Василия и Феодора для монастырской пещерной церкви Успения, о «бесчисленных чудесах и исцелениях и по сей день», подобно «Одигитрии» «во Влахерне» (Летопись Псково-Печерского монастыря... 1993. С. 28–29). Повелением царя Ивана IV Васильевича князь Ю. И. Токмаков за счёт царской казны обложил икону золотом, а киот – серебром (Летопись Псково-Печерского монастыря... 1993. С. 32). В главе «О прихождении польского короля ко граду Пскову ратью» (написана между 1583 и 1587 иноком Григорием) сообщается о повелении царя принести из Печерской обители в Псков для его защиты чудотворный образ «Успение Пречистой Богородицы, в житии» (Летопись Псково-Печерского монастыря... 1993. С. 33). Икона была поставлена в Троицком соборе в Пскове, игумен Печерской обители Тихон со старцами совершали перед иконой молебны. При царе Фёдоре Ивановиче в 1584 или 1585 г. сделан точный список с чудотворной иконы (не сохранился; по одной из гипотез Ю. Г. Малкова, возможно, этот список заменил попорченную икону-оригинал) (Летопись Псково-Печерского монастыря... 1993. С. 46–47).
В Печерском монастыре, кроме первой иконы «Успение, в житии», почитался вышеназванный её список, а также «старый» образ «Успение» – по преданию, принесённый преподобным Ионой в 1473 г. (не сохранился; в монастыре с 19 в. в качестве легендарного образа 1473 г. почитается икона 19 в., хранящаяся в ризнице). Из других икон особо прославилась «Умиление» Владимирская. Для истории почитания псково-печерских святынь важно, что все четыре иконы являлись взаимозаменяемыми святынями. В представлении составителей летописи эти иконы – Успения и «Умиление» Владимирская – как бы соединялись в единый «образ Пречистой Богородицы», к которому приходили на поклонение и получали исцеление. В «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков» 1582 г. изографа Василия чудотворная икона «Успение» Псково-Печерского монастыря (вероятно, первый образ «Успение, в житии») сопоставляется с древней «Богоматерью Владимирской» (Владимирской иконой Божией Матери) из Успенского собора Московского Кремля (Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков. Москва, 1952. С. 73–74).
В 1601–1602 гг. в память об осаде Пскова в 1582 г. утверждён крестный ход из Печерской обители в Псков с чудотворными иконами в 7-ю неделю по Пасхе, но из текста летописи непонятно, какая из трёх икон Успения участвовала в этом хождении (Летопись Псково-Печерского монастыря... 1993. С. 45–47). В 3-й редакции летописи (1603) помещены главы «О крестохождении – по завету людей, бывших в осаде в Печерском монастыре во Псков к (собору) Святой и Живоначальной Троицы в Неделю Седьмую по Пасхе» (про чин крестного хода с иконами в Псков) и «Изложение о чудесах Пресвятой Богородицы Печерской, или о чудесах Пречистой Богородицы – от иконы честного Её Успения, что во Псковской области в Печерском монастыре, и от той иконы Умиления, называемой Владимирской» (сказание составлено в 1587 и впоследствии пополнялось). В «Росписи» чудес в этом сказании отсутствуют указания на то, какой из трёх образов Успения имели в виду составители; в ряде записей чудо совершается от образов Богородицы «Успение» и «Умиление» (Летопись Псково-Печерского монастыря... 1993. С. 45–46).
В описании монастыря 1602–1603 гг., включённом в летопись, содержатся следующие сведения об иконе «Успение, в житии»: чудотворный образ стоит среди церкви Успения, указываются его размеры [в высоту – «локоть» (около 47 см), в ширину – три «локтя»], золотой оклад царя Ивана IV Васильевича, серебряный оклад киота с праздниками, богатейший приклад, подвесная пелена с шитым изображением Успения (в житии); «пред этой чудотворной иконой игумен со священниками поют молебны ежедневно перед обедней» (Летопись Псково-Печерского монастыря... 1993. С. 159).
В описи 1585–1587 гг. (составлена на основе писцовых книг 1556–1558 гг.) в церкви Успения чудотворная икона «Успение Богородицы, в чудесах» (в житии), стоявшая «у среднего столпа», названа первой; сообщается, что она была в медном киоте, в 1571 г. обложена серебряной басмой; по приказу Ивана IV Васильевича обложена золотом, а киот сделан серебряный, с резными изображениями Спасителя и святых, названы драгоценные камни, перечислены иконы и кресты «приклада», отмечена шитая лицевая пелена с аналогичным иконе образом Успения (Псковский Печерский монастырь в 1586 году // Старина и новизна: исторический сборник. Санкт-Петербург, 1904. Кн. 7. С. 256). В описи 1652 г. икона названа «Успение, в деянии»; оклад, киот и пелена оставались прежними, но «приклад» исчислялся сотнями драгоценных предметов и реликвий (Сидоренская Н. Д. Переписная книга Псково-Печерского монастыря 1652 г. // Псков. 1999. № 10. С. 195–196; № 11. С. 187). В 18–19 вв. в убранстве иконы произошли значительные изменения.
В настоящее время главная монастырская Богородичная святыня, отождествляемая с иконой «Успение, в житии» 1521 г., стоит на своём первоначальном месте – в пещерной церкви Успения. Средник (образ Успения) закрыт сплошной массивной золочёной серебряной ризой 19 в., а на боковых частях иконы, на клеймах жития, сохранился первоначальный(?) серебряный золочёный оклад с резным, с чернью, растительным орнаментом. Икона вставлена в массивную серебряную раму-киот 1888 г., на тыльной стороне которой сохранилась пространная резная надпись с датой, перечнем всех лиц царствующего дома, имён духовных владык, насельников монастыря, а также молитва к Богородице.
Иконография
Икона крупная (размер 79 × 183 см), написана на горизонтальной доске, состоит из трёх частей: средника, с образом Успения Пресвятой Богородицы (иконографический тип с жидовином Авфонием) , и двух боковых – с 16-ю клеймами сюжетов из жития Иоакима, Анны и Богородицы и двумя дополнительными, посвящёнными Иисусу Христу. Клейма расположены в точном соответствии с хронологией событий, в три ряда, с последовательным переходом сюжетов из левой в правую части иконы, в каждом ряду по шесть клейм – три слева и три справа от средника. Клейма читаются традиционно слева направо: 1) Принесение даров Иоакимом и Анной в Иерусалимский храм, 2) Отвержение даров первосвященником, 3) Моление Иоакима в пустыне (слева); 4) Моление Анны в саду, 5) Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, 6) Рождество Богородицы (справа); 7) Благословение младенца Марии и пир иереев, 8) Ласкание младенца Марии родителями, 9) Введение Пресвятой Богородицы во храм (слева); 10) Моление первосвященника Захарии о посохах, 11) Вручение Девы Марии старцу Иосифу, 12) Благовещение Богородице у колодца (справа); 13) Благовещение Богородице в палатах, 14) Рождество Христово, 15) Моление Богородицы на Елеонской горе (слева); 16) Спас «Недреманное око», 17) Предсмертное Благовещение Богородице, 18) Прощание Богородицы с иерусалимскими жёнами (справа).
Аналогии Печерской иконе на «русской почве» неизвестны. Горизонтальная, трёхчастная форма иконы с образом Богородицы в центре и сюжетами Её жития по сторонам восходит к византийским иконам-триптихам. Возможный прототип иконы «Успение, в житии» – триптих начала 13 в. в монастыре Святой Екатерины на Синае: в среднике – образ Богоматери с Младенцем Иисусом Христом, почитаемый чудотворным, на боковых сторонах – 12 житийных клейм (Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Century // Manaphēs K. A. Sinai. Athens, 1990. P. 112, Fig. 54, 55, P. 386, Note 56, 57; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. Москва, 1999. Кат. № 31. С. 102–105). Вероятно, купцам-заказчикам были известны подобные образы. Им мог принадлежать замысел трёхчастной иконы – с монастырской реликвией («Успение», 1473) в среднике и клеймами жития по сторонам. По мнению И. С. Родниковой, икона могла быть вложена в монастырь как обетный дар, связанный с «моровым поветрием» после пожара 1521 г. (Родникова И. С. Об иконографии псковской иконы «Богоматерь Владимирская с житием» // Псков. 2003. № 18. С. 27–28, 36. Прим. 20). Святыня Печерского монастыря была многократно переписана, осталась только графья с поздней живописью. Икона малоизучена. Есть мнение, что ныне существующий чудотворный образ – это список, давно заменивший оригинал 1521 г. (Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря // Древний Псков. История, искусство, археология. Москва, 1988. С. 219).
Списки с иконы
Сохранились 3 списка чудотворной иконы «Успение, в житии». Самый ранний из них, 3-й четверти 16 в. (размер 84 × 164 см), вложен в костромской Ипатьевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (ныне – в Третьяковской галерее); на нём очень точно повторены композиции клейм оригинала (Костромская икона XIII–XIX веков. Москва. 2004. Ил. 22, кат. № 16, с. 472–473). Второй список находится в соборе Архангела Михаила Псково-Печерского монастыря, у левого клироса (размер иконы 78 × 162 см). Образ закрыт массивной золочёной ризой 1815 г.; вероятно, икона относится к тому же времени. Третий список, судя по характеру доски и левкаса, также поздний, хранится в ризнице и ставится на место чудотворного образа в Успенской церкви во время крестных ходов со святыней.