Раздаточная икона
Разда́точная ико́на, моленный образ, созданный для продажи и раздачи паломникам на память о посещении святых мест. Такие иконы разного размера и разной иконографии массово писались в 17 – начале 20 вв. в российских монастырях или по их заказу. Художественный уровень (и, соответственно, стоимость) раздаточных икон мог быть разным – от высокого до рассчитанного на широкое хождение таких образов в народе.
Массовое распространение раздаточных образов связано с развитием культа местночтимых святых в 16 в. Известно, что в 17 в. насельники Киево-Печерского монастыря вырезали для паломников кипарисовые кресты и иконы с образами киевских святых, а с ростом числа паломников промысел распространился и среди посадских ремесленников (Паломнические реликвии ... 2020. С. 34). В 18 в. «тиражное» (т. е. массовое) письмо раздаточных икон для паломников стало одним из активнейших направлений иконописного производства в провинции (Комашко. 2006. С. 15). Особенно популярны были образы основателей многочисленных российских монастырей, чьи мощи пребывали в основанных ими обителях.
В наиболее крупных монастырях, таких как Троице-Сергиева лавра, существовали собственные иконописные мастерские с большим штатом мастеров. С ростом числа паломников часть заказов для нужд монастыря выполнялась в иконописных центрах Владимирской губернии (сёла Холуй, Мстёра); в Ростове Ярославской губернии создавались миниатюрные паломнические образки в технике ростовской финифти с образом преподобного Сергия Радонежского. Помимо изображений основателя лавры получили распространение сюжеты его жития, образы его учеников, Святой Троицы и Черниговской-Гефсиманской Божией Матери.
Сюжет «Явление Богоматери пономарю Юрышу» из «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской» (наиболее ранние рукописи датируются 16 в.) стал иконографической основой для раздаточных икон Никольского Беседного монастыря в Тихвине, основанного на месте явления Богородицы (Дорогами святой Руси. 2020. С. 148). Паломники, посещавшие Муром, увозили с собой иконы с видом Муромского кремля или с панорамой города, на фоне которых в молении изображалась преподобная Иулиания Лазаревская (Дорогами святой Руси. 2020. С. 301).
На Русском Севере крупнейшим паломническим центром был Соловецкий монастырь. Иконы с изображениями преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Германа Соловецкого и Елеазара Анзерского не только писались в самом монастыре, но и заказывались большими партиями у иконописцев поморских вотчин и мастеров крупных художественных центров [Москва, Кострома, Мстёра, Холуй, Сума (ныне село Сумский Посад Беломорского района Республики Карелия)] (Кольцова. 2007. С. 329). Образы с иконографией «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря» относятся к самым распространённым раздаточным иконам Соловецкой обители.
По сведениям исследовательницы Т. М. Кольцовой, раздаточные иконы, связанные иконографией с посвящением местных храмов, создавались в центрах епархий и крупных городах. Так, Холмогорский архиерейский дом имел «на раздачу» иконы «Преображение Господне» (храмовая икона Спасо-Преображенского собора в Холмогорах). В Каргополе, где главным храмом города был Христорождественский собор, паломников благословляли иконой «Рождество Христово» (Кольцова. 2007. С. 329).
Встречаются раздаточные образы редкой иконографии, отражающей особенности культа конкретного святого. Небольшие по размеру поясные иконы преподобного Феодосия Тотемского в гробу появились после обретения его мощей в 1796 г. и канонизации в 1798 г. Образ этого святого с закрытыми глазами и сложенными на груди руками воспроизводился в иконах-пядницах Спасо-Суморина монастыря в Тотьме (Другое измерение. 2019. С. 27. Кат. 85). Раздаточными образами Нило-Столобенской пустыни были деревянные скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского высотой от 10 до 40 см.
Удовлетворению возросшего спроса на раздаточные образы во 2-й половине 19 в., связанного с ростом числа паломников после крестьянской реформы 1861 г., способствовало развитие технологий, позволявших выпускать иконы тиражным способом, в том числе литографским.