«Рабочая весна» (литературное объединение)
«Рабо́чая весна́», литературное объединение пролетарских писателей (1922–1932), созданное при газете «Рабочая Москва». Организаторами выступили Демьян Бедный, И. Г. Филипченко, И. И. Доронин и др. Костяк объединения составляла рабочая молодёжь, некоторым в дальнейшем удалось сделать литературную карьеру (Я. З. Шведов, А. Исбах, И. С. Рахилло, М. Н. Платошкин). «Рабочая весна» принимала активное участие в организации Московской ассоциации пролетарских писателей.
Под одноимённым названием выпустила сборники стихов и прозы (№ 1, 1922; № 2, 1923), песен и рассказов (1924), литературно-художественные альманахи (1930, 1931). Основные темы творчества: воспевание труда, международная революционная деятельность (пьеса И. М. Гордиенко «Парижская коммуна», стихотворение Макара Пасынка «Товарищ!», оба – 1923), антирелигиозная кампания (рассказ А. Волжского «Богомаз», стихотворение А. Леонова «Ребёнок на "Комсомольском Рождестве"», оба –1923) и др.
Деятельность объединения высоко оценил журнал «На посту», назвавший творчество «Рабочей весны» голосом нового времени, который «глубокой искренностью переживаний, яркостью, и чёткостью восприятия» противостоит «разутюженным метрам и рифмам сломанной нами эпохи» (Тарасов-Родионов А. И. «Рабочая весна» // На посту. 1923. № 1. Стб. 179). Некоторые участники явно противопоставляли свои стихи «упадочной» литературе Серебряного века (особенно представителям символизма). Так, поэт К. Голицынский, взяв эпиграфом к своему стихотворению «Я всегда жизнерадостный» первое четверостишие из произведения К. Д. Бальмонта «Отчего мне так душно? Отчего мне так скучно?..» (1903), описал своё мироощущение, диаметрально противоположное эмоциональным переживаниям поэта-символиста:
Я всегда жизнерадостный, не бывает мне скучно,
В фантастический мир не лечу,
Дни мои многогранны, жизнь моя многозвучна,
Ношу взял я себе по плечу.
Я не пленник угрюмый, я свободно-мятежный,
Я не знаю предельных границ,
Я вылит из стали, я не бархатно-нежный,
Миллионы зажёг я зарниц.
Поэт А. Леонов в стихотворении «Я не лиричен и не томен…» (Рабочая весна. 1923. С. 39) упрекнул в несовременности В. Я. Брюсова, противопоставив многочисленным мифологическим и литературным отсылкам (Персей, Пегас, Ромео, Тристан) стихотворения «Там в днях…» (1922), свой единственный источник вдохновения – «Капитал» («Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie», 1867) К. Маркса.
В сборнике «Поэзия рабочих профессий» (1924) произведения тематически разделены по специальностям (подзаголовок: «Сборник песен: кузнецов, шахтёров, молотобойцев, литейщиков, ткачей, токарей, прях…») и даны сведения о профессиях авторов (Ф. Кондрашин – истопник, С. Литковский – портной, Ф. С. Шкулёв – рабочий ткацкой фабрики и т. д.). Большинство стихотворений («Вагоновожатый» А. Андреева, «Кочегар» А. Багаева, «Кондукторша» Сергея Долныкова и др.) носят описательный характер и в подробностях воспроизводят рабочий процесс:
Я простой крановщик, – при разливке
Цельный день на крану разъезжаю
И ушастые чушки тяжёлые
После плавок к вагранке таскаю.
В некоторых стихотворениях прослеживается подражание поэтике В. В. Маяковского:
Сколько раз тобою петы
Слова, шныряющие глазами лис:
– До центра кто имел билеты?
– Кончились.
Замутился белым облаком
Фартук в дымных зеркалах...
Отлетает волос проволокой,
Нарастая на усах.
Несмотря на то что большинство стихотворений написаны от первого лица и герои предстают в них мастерами своего дела, об их личности ничего не сказано – индивидуальное сознание не отделяется от коллективного и полностью подчинено рабочему процессу. Тексты политически ангажированы: кочегар чувствует себя героем – ведь за время Гражданской войны 1917–1922 гг. «низко пала индустрия – пропадает Совроссия» (А. Багаев «Кочегар» // Поэзия рабочих профессий. 1924. С. 23), пряха радуется, что именно она первая приобщится к созданию красного флага – из её нитей ткачиха выткет ткань (Н. Алексеевский «Пряха» // Поэзия рабочих профессий ... 1924. С. 31), машинист вспоминает «как на гербах Екатерины / Зажгли мы: "Р. С. Ф. С. Р."» (А. Жаров «Песня машиниста» // Поэзия рабочих профессий. 1924. С. 48); также в сборник включён полный вариант стихотворения Ф. С. Шкулёва «Кузнецы» (Шкулёв был избран почётным членом литературного кружка в 1922, тогда же написал стихотворение-посвящение «Кружку "Рабочая весна"»).
Стихотворение Ф. Мерзлякова «Делегат Семён» (впервые в сборнике «Рабочая весна», 1923) написано в сказовой форме от лица малограмотного крестьянина, который пересказывает односельчанам выступление В. И. Ленина, восхищается столицей и устройством предприятий, которые он посетил:
На заводе был.
Ходил в фабрику.
Поглядели б вы,
Что там делают.
Маховик один
Пудов тыщу, чай,
А ремни на нём –
Так и шлёпают.
А железо-то
Буравлём вертят,
Легче дерева
Стоярослого.
Я спросил у них,
– Чем же гонится?
И сказали мне,
– Всё лестричеством!
Теперь верю я,
И поверьте вы,
Власть Советская
Об нас думает.
Широко представлена тема женской эмансипации. Стихотворения (авторами которых в основном были мужчины) несут воспитательную функцию – женщинам предлагаются новые правила поведения (активность, вовлечённость в общественную жизнь, интерес к политике, свободная любовь и пр.). Зачастую лирическая героиня сравнивает свою новую рабочую жизнь со «старорежимными порядками»:
Поругаем порою Советскую власть,
Что мол голодно, трудно живётся,
А получку дадут – не нахвалишься всласть
И боишься – «а ну царь вернётся»…
И тогда будет женщина снова рабой,
Пьяный муж без любви и побои,
А хозяин и мастер, глумясь над тобой,
Подоспели, гляди уже оба…
Хоть противно, а ты не могла отказать,
Если жить и кормиться хотела…
Перед мужем своим ты обязана лгать,
А душа… Ох, душа как болела!
Героиня стихотворения А. Соколова «Гражданка» (1923) представляет собой тип «новой женщины», которая без труда решает вопросы личной жизни, посещает митинги и вступает в партию:
Чует сердце: не венчаться –
По любви сойдусь,
А коль станет издеваться, –
Разойдусь.
С ним на митинге речистом
В день работниц я была
Скоро буду коммунисткой –
Заявленье подала.
В господах служить кухаркой,
Быть замужнею рабой
Не хочу, когда гражданка
Я свободная собой!
В 1924 г. объединение приостановило свою деятельность, с обновлённым составом возобновило работу в 1926 г. В 1927 г. влилось в литературную группу «Кузница». Прекратило своё существование в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (23 апреля 1932).