«Краса» (литературное объединение)
«Красá», литературное объединение, существовавшее в 1915–1916 гг. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).
Основатель – С. М. Городецкий. Объединение пропагандировало эстетические и этические ценности русской народной культуры; уделяло большое внимание творчеству новокрестьянских поэтов, в первую очередь Н. А. Клюеву, С. А. Есенину и Александру Ширяевцу. В состав входили А. М. Ремизов, Н. А. Бел-Конь-Любомирская, Б. А. Верхоустинский, С. А. Клычков, П. А. Радимов, И. Е. Репин, Н. К. Рерих и др.
В конце апреля – начале мая 1915 г. в основанном при обществе одноимённом книгоиздательстве вышла брошюра С. М. Городецкого «А. С. Пушкину. Стихотворение. С примечаниями» (1915). В брошюре сообщалось о планах издательства выпустить книги Есенина, Бел-Конь-Любомирской, Верхоустинского, а также сборник «Краса», содержащий работы всех участников группы, однако проекты так и не были реализованы.
Единственное публичное выступление участников объединения – литературный вечер, состоявшийся 25 октября (7 ноября) 1915 г. в концертном зале Тенишевского училища (ныне Учебный театр «На Моховой»). На вечере выступили С. М. Городецкий, А. М. Ремизов, Н. А. Клюев и С. А. Есенин; Н. А. Бел-Конь-Любомирская читала стихи Александра Ширяевца, С. А. Клычкова и П. А. Радимова; исполнялись «рязанские и заонежские частушки, прибаски, канавушки, веленки и страдания (под ливенку)» (см.: С. А. Есенин в воспоминаниях современников. 1986. С. 176).
Именно это выступление положило начало театрализации образа С. А. Есенина, который после вечера стал выступать в подчёркнуто «народных» нарядах. Литературовед З. И. Ясинская вспоминала: «...С. М. Городецкому пришла мысль нарядить Есенина в шёлковую голубую рубашку, которая очень шла ему. Костюм дополняли плисовые шаровары и остроносые сапожки из цветной кожи, даже, кажется, на каблучках. <…> В руках у него была балалайка, на которой он, читая стихи, очень неплохо и негромко себе аккомпанировал. <…> В строгий зал, предназначенный для лекций, диссонансом ворвалась струя театральности. Когда раздались с эстрады звуки балалайки, многим из публики показалось, что выступят русские песельники. <…> Однако публика, привыкшая в то время к разным экстравагантным выходкам поэтов, скоро освоилась, поняв, что это "реклама" в современном духе и надо слушать не балалайку, а стихи поэтов. Читал Есенин на этом первом вечере великолепно. Он имел успех» (С. А. Есенин в воспоминаниях современников. С. 257).
В. С. Чернявский вспоминал, что «довольно приторная» обстановка «нарочито "славянского" вечера» стала причиной того, что зрители и пресса не восприняли объединение «Краса» всерьёз и вскоре оно «само собой заглохло» (С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 212–213). Особое место в ряду отрицательных отзывов занял памфлет Л. М. Рейснер (под псевдонимом Л. Храповицкий, журнал «Рудин». 1915. № 1. С. 17), который был снабжён карикатурой Е. И. Праведникова «"Краса – Сирины Пииты": С. Городецкий, Н. Клюев, А. Ремизов, С. Есенин», изображавшей поэтов в виде сидящих на ветке птиц (воспроизведено в издании: Из истории советской литературы 1920–1930-х годов ... 1983. С. 227).
В нарочитой народности «Красы» многие современники ощущали фальшивые тона. Так, И. Н. Розанов назвал поэтов, выступавших в подчёркнуто «народных» нарядах, «опереточными пейзанами» и «пряничными мужичками» (С. А. Есенин в воспоминаниях современников. С. 432). В. Ф. Ходасевич в книге мемуаров «Некрополь» (1939) подчеркнул театральность образа Н. А. Клюева, который дома, «при воротничке и галстуке», читал в подлиннике Г. Гейне («Маракую малость по-басурманскому», объяснил он удивлённому Ходасевичу // Ходасевич. 1997. С. 124), но выходил «в люди» исключительно в наряде мужика. Ходасевич усматривал причину этого переоблачения в желании угодить Городецкому, который любил «маскарады и вывески» (Ходасевич. 1997. С. 125): Клюев «разумеется, знал, что таких мужичков, каким рядил его Городецкий, в действительности не бывает, – но барину не перечил: пущай забавляется. А сам между тем не то чтобы вовсе тишком да молчком, а эдак полусловцами да песенками, поддакивая да подмигивая и вправо и влево, и черносотенцу Городецкому, и эсерам, и членам религиозно-философского общества, и хлыстовским каким-то юношам, – выжидал» (там же). Упрекал «гостей-мужиков» (Клюева и Есенина) в неискренности и сребролюбии и сам Городецкий, который писал Александру Ширяевцу 20 декабря 1915 г.: «…народ не очень прочный, лютый до денег, из-за чего на все стороны улыбки посылают» (De visu. 1993. № 3 (4). С. 28). Эту расчётливость он впоследствии назвал причиной распада объединения: «"Краса" просуществовала недолго. Клюев всё больше оттягивал Есенина от меня. Кажется, он в это время дружил с Мережковскими – моими "врагами". Вероятно, бывал там и Есенин» (С. А. Есенин в воспоминаниях современников. С. 181).
Объединение окончательно распалось в конце декабря 1915 г. – середине января 1916 г.