Группа «41º»
Гру́ппа «41º», авангардное литературное объединение. Существовало в 1918–1919 гг. в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В число участников входили писатели и критики: А. Е. Кручёных, И. М. Зданевич, И. Г. Терентьев, Н. А. Чернявский, Л. Д. Гудиашвили, К. М. Зданевич, Кара-Дарвиш, З. Валишевский; с группой поддерживал контакт Ю. Е. Деген.
«41º»: становление и формирование сообщества
Сообщество «41º» сложилось в 1918–1919 гг. после распада футуристической группы Д. Д. Бурлюка «Гилея» (1912–1914). Оно объединило бывшего кубофутуриста А. Е. Кручёных, знакомого с деятельностью кубофутуристов И. М. Зданевича и их «ученика» И. Г. Терентьева.
Участники новой группы переехали в Грузию в связи с обстоятельствами: в 1914–1915 гг., после турне футуристов 1914 г., участники группы «Гилея» рассредоточились по причине начавшейся Первой мировой войны 1914–1918 гг. Летом 1914 г. ушёл добровольцем в действующую армию Б. К. Лившиц, в сентябре 1915 г. призван на военную службу В. В. Маяковский [проходил в Военно-автомобильной школе в Петрограде (ныне Санкт-Петербург)]. В. В. Каменский и А. Е. Кручёных скрывались от мобилизации и с этой целью в 1916 г. Каменский устроил турне по Кавказу (см.: Казакова. 2017. С. 228–236). Похожий манёвр предпринял и Кручёных: в 1915 г. поэт уехал работать учителем рисования в г. Баталпашинск; в марте 1916 г. был призван на службу в качестве чертёжника на постройке железной дороги в Сарыкамыше. В этот период Кручёных наездами посещал Тифлис. Туда же переехал в 1916 г. пока никому не известный И. Г. Терентьев.
В начале 1917 г. Кручёных, Каменский и художник К. М. Зданевич запланировали выпуск книги. Кручёных в письме к М. Матюшину (январь 1917) писал:
Пока издаем с Кир<иллом> Зданевичем в Тифл<исе> неск<олько> книг – в 1-ю очередь одна, цена к<ото>рой будет за экземп<ляр> только 25 руб., представьте же, сколько надо затратить! Вам вышлю 2 книги! Книга картин и стихов. В продажу 5 экз<емпляров>, продано будет 0! Сколько же убытку... Но все это чепуха!
6(19) марта 1917 г. в письме А. А. Шемшурину Кручёных восторженно сообщил о выходе сборника под названием «1918» (1918):
У-р-ра-ра! «1918» – вышла! Это не книга, а целая выставка!
В связи с революционными событиями с октября 1917 г. в Тифлис переехали многие политические беженцы, среди которых было немало художников и писателей. Локальную художественную сцену оживили ситуативные альянсы, такие как содружество К. Зданевича, Каменского и Кручёных. Между тифлисскими и новоприбывшими авторами постепенно выстраивался диалог, возникали связи. Как отмечает исследовательница Т. Л. Никольская, «[п]ресса и публика, как правило, относились к футуризму доброжелательно… [футуристы. – Прим. авт.] просвещали в основном круг поэтов и любителей поэзии, интересующихся новыми веяниями в искусстве» (Никольская. 2000. С. 62).
Осенью 1917 г. возникла группа «Синдикат футуристов», 20 ноября (3 декабря) 1917 г. Кручёных и Деген провели первый поэтический вечер в зале городской консерватории. Мероприятие завершилось в «Студии поэтов» – кафе-кабаре, которое открылось неделей раньше [12(25) ноября 1917]. 19 января (1 февраля) 1918 г. «Синдикат футуристов» организовал «Вечер заумной поэзии» в помещении столовой «Имеди». Там же 11(24) февраля 1918 г. состоялся «2-й вечер Кирилла Зданевича и В. Гудиева» (Л. Д. Гудиашвили). Весной 1918 г. «Синдикат футуристов» прекратил регулярную деятельность. На его основе возникла группа «41º» («Сорок первый градус»), ядро которой составили И. Зданевич, Кручёных и Терентьев.
Группа «41º» была инициативой И. Зданевича, он пытался создать подобное объединение ещё в 1916 г. в Петрограде с группой «Бескровное убийство». Название связано с расположенными на сорок первом градусе широты Тифлисом, Нью-Йорком, Неаполем, Мадридом и Константинополем, а также с предельным значением температуры тела. Основной площадкой для выступлений стал «Фантастический кабачок» – бывшее кафе «Студия поэтов» (сохранилось до наших дней, ныне «Фантастический духан Софьи Мельниковой», расположено по адресу: Тбилиси, улица Табукашвили, 9). В 1918–1919 гг. Кручёных, И. Зданевич и Терентьев еженедельно выступали там с лекциями в рамках т. н. футурвсеучбища – футуристического университета (всеучбище – неологизм В. Хлебникова). Представители других поэтических объединений – грузинского «Голубые роги» и русскоязычного цеха поэтов «Кольчуга», организованного Ю. Е. Дегеном, – приходили в «Фантастический кабачок», чтобы послушать лекции футуристов или выступить на собственных вечерах.
По следам межгруппового общения акмеистов и футуристов был выпущен сборник «Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачок» (1919, Тифлис, «41°»). Участники группы активно публиковались в журнале Ю. Е. Дегена «Феникс» и Б. И. Корнеева «Куранты», выпустили несколько десятков книг в собственном издательстве «41º». Как отмечает Т. Л. Никольская, «в годы независимости [Грузии. – Прим. авт.] в Тбилиси возникло множество эфемерных издательств, выпускавших маленькими тиражами поэтические сборники, литературно-художественные журналы и газеты, издание которых из-за отсутствия средств прекращалось обычно на 2-м или 3-м номере» (Никольская. 2000. С. 17). Жена И. Г. Терентьева в одном из писем рассказывала о бурной деятельности футуристов:
Поющие, орущие, пляшущие, чудные футуристы!.. Превращающиеся из нищих в миллионеров и из миллионеров опять в нищих (пример Ильи [Зданевича. – Прим. авт.], в два месяца заработавшего 500 000 и в пять месяцев прожившего их до последней копейки).
Творческая активность футуристов в Тифлисе завершилась в 1919 г. после неудачи с проектом футуристического театра. В 1919 г. Кручёных уехал в Баку, где вступил в бакинский «Цех поэтов». (Никольская. 2000. С. 100). Осенью 1920 г. И. М. Зданевич уехал в Константинополь для оформления французской визы.
«Вечера футуристов» 1917–1918 гг.
Описывая первый «вечер футуристов» [20 ноября (3 декабря) 1917], газета «Тифлисский листок» сообщала, что в зале городской консерватории «публики было немного» и большая часть затем «направилась в "студию поэтов"» (Никольская. 2000. С. 29), – будущий «Фантастический кабачок». Вместимость «кабачка» была «10–15 человек», однако внутрь помещения «каким-то чудом набивалось до 50 душ» (Никольская. 2000. С. 58). Пространство располагало к неформально-дружескому общению между авторами и публикой: «стол был покрыт циновкой», а вокруг него стояли «пни и табуретки» за неимением стульев (Никольская. 2000. С. 62). Стены украшали росписи авторства Л. Д. Гудиашвили, И. М. Зданевича, Ю. Е. Дегена.
Почти каждую среду в «кабачке» устраивался вечер поэзии. В программу входили лекции о течениях новейшей поэзии (их читали Терентьев, Кручёных, И. Зданевич), а также чтение стихов, превращённое в драматическое представление. Сохранились названия некоторых лекций Кручёных: «Поэт-мертвец А. Блок», «Воздушный ресторан в Ямудии – о новой эротике в поэзии», «Соблазны новых откровений», «Азеф-Иуда-Хлебников» (о влажности поэзии Хлебникова), «Апокалипсис и речетворцы», «Любовная приключель Маяковского», «Фиоль Северянина», «Слово о страсти в поэзии. Красное безумие и розовые мертвецы. Горящие буквы электрических книг» и др. (cм.: Циглер. 1982. С. 251–258). После лекций исполнялись «заумные» стихи, в которых акцент был сделан на фактуре и акустической стороне языкового знака. Исполнительницей часто выступала С. Г. Мельникова.
За выступлением обычно следовали прения, обмен репликами или поэтический экспромт, когда один из слушателей выходил на сцену и читал собственные стихи. Так, после того как И. Зданевич на вечере «Синдиката футуристов» представил заумное стихотворение – «портрет» Брешко-Брешковского (набор звуков), один из зрителей в зале заметил, что узнаёт в этом описании Брешко-Брешковского, но считает, что тот всё же ведёт себя несколько развязнее. И. Зданевич парировал серией реплик, которые вызвали восторг публики. Другой слушатель, местный поэт Паоло Яшвили (член группы «Голубые роги»), взял на себя инициативу выступить оппонентом Зданевича, выразив сомнение в ценности «зауми», и выступил с экспромтом:
Паоло Яшвили, в виде примера, тут же читает написанное им «заумное» стихотворение, набор звуков, выражающее, по его словам, описание доклада Ильи Зданевича. Референт, не менее горячо, возражал.
В «Манифесте», опубликованном в единственном номере газеты «41°» (1919), заявлялось, что главная цель объединения – сделать заумный язык обязательной формой воплощения искусства:
Компания «41°» объединяет левобережный футуризм и утверждает заумь как обязательную форму воплощения искусства.
Задача «41°» – использовать все великие открытия сотрудников и надеть мир на новую ось.
Газета будет пристанью событий из жизни компании и причиной постоянных беспокойств.
Засучиваем рукава.
Эстетическая программа, основанная на идее равноправного диалога между авторами и читателями, импровизации и совместном творчестве, была изложена И. Г. Терентьевым. Она описана в его сборнике «17 ерундовых орудий» (1919), а также в статьях «Маршрут шаризны» (1919) и публикации «Кручёных-грандиозарь» (1919, в основу положен одноимённый доклад, прочитанный в «Фантастическом кабачке» 4 мая 1918). Ключевой принцип поэтического искусства – намеренная ошибка, отклонение от ожидаемого и «правильного» языкового порядка: «нелепость, чепуха, голое чудо» (Терентьев. 1988. С. 181). Поэтическое «мастерство» – «уменье ошибаться»: намеренно вставлять в стихотворение «случайное слово» или преображать знакомое слово ошибкой до неузнавания (Терентьев. 1988. С. 181). «Умение ошибаться» позволяет будоражить воображение читателя непредвиденной случайностью, превращает стихотворение в «загадку», к которой читатель должен отыскать ключ. Именно в «умении ошибаться» – источник читательской импровизации.
Подобная программа способствовала обновлённому и более точному пониманию поэтических техник и приёмов, а также развитию индивидуальных творческих подходов, которые формировались в диалоге с аудиторией. В статье, посвящённой годовщине «Фантастического кабачка», Кручёных описывает сотрудничество группы «41º» и дегеновского «Цеха поэтов» (рассчитанного в том числе на начинающих авторов). В рамках «цеха» «открылась полная свобода всяким поэтическим исканиям» (Кручёных. 1919. С. 19), заседания проходили в бурных обсуждениях стихов и их воздействия на адресата. Заседания проходили «оживлённо, разнообразно и интересно» под руководством «[к]орректного и академичного председателя» Ю. Дегена (Кручёных. 1919. С. 63).
Кручёных резюмировал деятельность группы так:
Работа «Фантастического кабачка» – продолжение начатой в Москве и Петрограде, но думаем, что теперь она явится началом для будущих работ этих столиц. Новый, заумный язык и сдвиги исчерпаны за этот год почти до конца! Для меня (думаю, что также и для других участников «Кабачка») истекший год незабываем. Никогда еще я не работал так полно и продуктивно, главным образом, над темами, бурлившими в «Фантастическом кабачке». Написано много за этот год больше, чем за все предыдущие 5 лет! А то ли еще будет!