Случай Бет Энн
Случай Бет Энн. Один из исследованных Дж. Спиндлером случаев (кейсов), которые легли в основу его работ в области антропологии образования, связан с ученицей Бет Энн. Этот кейс ещё раз продемонстрировал, что подлинная реальность может оказаться отнюдь не такой, какой предстаёт в суждениях учителей и школьных работников.
Внешняя канва этой истории такова: в начале 1950-х гг. Спиндлер отправился в интенсивно развивавшийся регион Америки – Калифорнию, где ожидал познакомиться с «чудесно одарённым ребёнком», которого учителя выбрали в качестве примера самой успешной и приспособленной к школьной системе ученицы, однако в реальности им был обнаружен ребёнок, страдающий от бремени ориентированной на достижения американской культуры (Spindler. 1959; Spindler. Fifty years ... 2000).
Предпосылками этого исследования послужила концептуальная модель, основанная на предыдущей антропологической работе Дж. Спиндлера. Он предположил, что школьное обучение в социокультурном смысле можно сравнить с обрядами инициации. Суть обрядов инициации, которые антропологи изучали на материале традиционных культур, заключена в том, что инициации производят успех, делая молодых людей полноценными членами сообщества, тогда как огромной проблемой школьного образования в Америке являлось как раз то, что для многих меньшинств школьное образование ассоциировалось с неудачами. «Школьное образование в Америке не воспринимается всеми меньшинствами одинаково …. Чернокожие, американцы мексиканского происхождения и коренные народы отчуждаются от учебы гораздо чаще, чем азиаты и новоприбывшие иммигранты, такие как пенджабцы. …Последние две группы …часто воспринимают школьный опыт в качестве основного инструмента на пути к успеху» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 187). Концептуальная модель Спиндлера основывалась на положении, что «успех – это то, что нам следует изучать» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 188).
Случай Бет Энн явился частью антропологических школьных исследований 1952 г., в которых изучалась адаптация детей на разных уровнях обучения начальной школы в академическом, социальном и эмоциональном аспектах. Дж. Спиндлер поставил задачу изучить успех на фоне обнаруженных ранее массовых неудач в системе начального образования США. Кроме того, сами сотрудники учебного учреждения, которое в статье Спиндлер называет Вашингтонской начальной школой, во время собеседования также предложили исследовательской группе заняться изучением адаптированного, а не дезадаптированного ребенка (Spindler. 1974).
Перед исследовательской группой стояла задача определить факторы, способствующие успешному обучению ребёнка в школе. Дж. Спиндлер описывает сложившуюся ситуацию следующим образом: «Наша исследовательская группа попросила учителей одной небольшой начальной школы выбрать наиболее приспособленного ребёнка в своём образовательном учреждении. Они это сделали, и мы изучили девочку» (Spindler. Fifty years ... 2000. P. 29). Этой девочкой оказалась Бет Энн.
«Исследование состояло из еженедельных наблюдений за классом, наблюдения за действиями на игровой площадке, опроса учителей и проведения психологических и социометрических тестов» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 114). По результатам наблюдений за поведением Бет Энн в классе и на игровой площадке отчёты сотрудников исследовательской группы оказались до монотонности схожи. «Бет Энн не доставляла хлопот. Она была послушной, приятной и трудолюбивой. Она чётко отвечала на вопросы и заметно беспокоилась, если не могла дать верный ответ на арифметическую задачу. Читала она хорошо и легко. При этом лишь изредка она общалась с другими детьми в классе, как в комнате, так и на игровой площадке. Она казалась довольно сдержанной, почти отчуждённой. Она предпочитала оставаться в классе, когда объявляли перемену, и покидала классную комнату лишь по настоянию учителя. Она играла в организованные игры, но без энтузиазма, и, казалось, ей было трудно активно обращаться с мячом или иным игровым оборудованием» (Spindler. Fifty years ... 2000. P. 114).
С Бет Энн было проведено предварительное интервью, а затем использовались Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и тест Роршаха. Во время тестирования Дж. Спиндлер заметил, что Бет Энн некомфортно быть в ситуации, требовавшей обращения к ресурсам собственного творчества, и опираться для интерпретации картинок на свои эмоции. «Трудно выбрать из большого количества доказательств в протоколе ТАТ более показательный пример этого аспекта ее личности. Увидев фотографию маленького мальчика, сидящего перед бревенчатой хижиной, она сказала: "Похоже, он живет в бревенчатой хижине". ("Что он там делает?") "Он, наверное, сидит и о чём-то думает". ("Что произойдет?") "Возможно, через некоторое время он сделает то, о чём думает". ("О чём он думает?") "Я не знаю, о чём он думает. Он просто думает обо всех вещах, о которых нужно думать!" По моему опыту использования этой техники с детьми ее возраста, это довольно необычная реакция. Большинство детей, таких же умных, как Бет Энн, подхватывали задачу рассказать историю о каждой картине со значительной долей спонтанности и креативности, чего не скажешь о Бет Энн, которая, казалось, не могла ослабить самоконтроль» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 115).
5-й класс Вашингтонской начальной школы состоял из 35 детей в возрастном диапазоне от 9 лет 8 месяцев до 11 лет 8 месяцев, 20 детей были англо-американцами, а 15 относились к представителям меньшинств, включая 3 чернокожих, 2 филиппинцев, 3 американцев японского происхождения и 7 американцев мексиканского происхождения. Бет Энн на тот момент исполнилось 10 лет и 3 месяца, она была лучшей в группе по чтению, а по результатам теста IQ имела 132 балла. «В школу она приходила всегда очень хорошо одетой, была вежлива и учтива», при этом немного сдержана (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 113). Учителя описывали Бет Энн как «лучшую ученицу школы», «чрезвычайно добросовестную», склонную к сотрудничеству, «никогда не создававшую проблем» и пользующуюся популярностью среди других детей. «Все учителя в устной беседе согласились с тем, что она действительно очень хорошо приспособлена как в учебе, так и в обществе. Несколько учителей настойчиво старались донести мысль, что она не только была принята сверстниками, но и считалась их лидером» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 113).
Ближе к завершению исследования учёные посетили дом Бет Энн и провели беседу с её родителями. «Дом Бет Энн, судя по обстановке и внешнему виду, явно относился к высшему среднему классу. Внутреннее убранство было роскошным, а гараж для двух автомобилей с красивым газоном завершал картину. Профессия ее отца в качестве менеджера крупной компании по производству строительных материалов соответствовала высокому социально-экономическому статусу» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 119).
Нарисованная учителями и родителями внешняя картина адаптации ребенка к системе школьного учреждения, казалось, исполнена благополучия, однако она вступала в явное противоречие с результатами психологического тестирования и социометрии, а также с наблюдениями антрополога. «Результаты довольно интенсивного исследования с использованием как психологических, так и культурных методов показали, что ребёнок далеко не приспособлен и фактически страдает от неумолимых стандартов поведения, предъявляемых к ней учителями и родителями» (Spindler. Fifty years ... 2000. P. 29).
На деле случай Бет Энн продемонстрировал, каким образом происходит «проецирование ценностей на арены действий и суждений», выявил «несоответствие между воспринимаемым и реальным» в школьном взаимодействии (Spindler. Fifty years ... 2000. P. 30). Полученные результаты проективных тестов – это были ТАТ и тест Роршаха – свидетельствовали о том, что девочка была эмоционально депривирована, сдерживала своё воображение, стремилась всем угодить, беспокоилась о правильности своих ответов на учебные задания. Социограмма показала, что в классе она являлась весьма изолированным ребёнком, даже «лучшая подруга» не поставила её на первое место. Таким образом, результаты антропологического исследования оказались полной неожиданностью для самих учёных (Spindler. Fifty years ... 2000. P. 8). Ведь тестирование показало, что «Бет Энн является маргиналом в своем классе. Ей уделяется очень мало внимания, как благоприятного, так и неблагоприятного. Как будто её и не было вовсе. Эти результаты согласуются с непосредственными наблюдениями за её поведением и её взаимодействием с другими детьми в классе и на игровой площадке во время перемены» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 119).
Наиболее же удивительным для исследователей стало несоответствие между личностью девочки, оказавшейся в осаде (personality under siege), и в корне неверными представлениями о сложившейся ситуации, которые разделял весь педагогический коллектив. Антропологическая интерпретация этого кейса сводилась к тому, что для школьной администрации Бет Энн воплощала тот самый идеал, который они хотели видеть и достижений которого отчаянно желали для учеников и собственных детей. «В некотором смысле Бет Энн была похожа на Роджера Харкера. Оба представляли идеализации, спроецированные судьями внутри системы» (Spindler. The Four Careers ... 2000. P. XXVII).
Статья об ученице Бет Энн была опубликована Спиндлером в 1974 г. (Spindler. 1974). В ней описывалась драматическая история девочки – «одной из лучших учениц школы», с приятной внешностью, из «хорошей семьи», являющейся «лидером среди одноклассников», – притом что внешние оценки личности ребёнка не совпадали с его напряжённым внутренним состоянием. Критериями приспособленности к школьной жизни выступали успешная учёба, дисциплинированность, популярность среди сверстников, готовность к сотрудничеству, хорошие коммуникативные навыки. Статья завершалась вопросом: можно ли называть подлинно приспособленным ребёнка, платящего столь высокую цену за свою адаптацию? Ведь в ходе исследований у Бет Энн обнаружили абдоминальный тик (abdominal tic), большую часть времени она была напряжённой и беспокойной. Девочка опасалась непопулярности среди одноклассников и проводила бессонные ночи, тревожась о своих школьных успехах. Тем не менее все без исключения учителя проголосовали за неё как «самого приспособленного» ребёнка в школе. «На плечи этой 10-летней девочки легла вся тяжесть ориентации [американской культуры] на достижения, ожидания высоких результатов от ребёнка, который был так хорошо одет, так хорошо выглядел и происходил из такой "хорошей семьи"» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 8). В итоге Стэнфордской консультационной службе пришлось немало потрудиться, работая с учителями и родителями, чтобы побудить их немного расслабиться, а самой Бет Энн помочь сформировать убеждение, что получать иногда четвёрки и не заправлять идеально свою постель – вполне нормально.
Таким образом, исследование, которое замысливалось в качестве изучения успеха в школьной социальной системе, в итоге стало изучением того, как господствующая педагогическая культура влияет на восприятие и интерпретацию поведения конкретных детей. Учёные пришли к выводу, что неосознаваемые культурные предубеждения, касаются ли они «успешных» детей из среднего класса или академически «неуспешных» представителей меньшинств, в равной степени способны наносить вред развитию ребенка.
Хотя то, что считали приспособлением учителя, могло выглядеть как социальная адаптация, это не отвечало эмоциональной и психологической адаптации ребенка. Во время предварительных консультаций учителя сообщали исследователям, что считают адаптацией «успехи в школьной работе», «соответствие правилам и нормам в классе», «способность достигать результатов в соответствии с ожиданиями родителей и учителей», «способность хорошо ладить со сверстниками», отсутствие конфликтности, умение ребенка «хорошо работать и играть с другими». Пусть не все учителя были единодушны в том, что означает приспособление, в их определениях прослеживалась определённая тенденция – понимать адаптацию ребенка как приспособление к ситуации, определяемой учителями и теми правилами и культурой, которую предъявляет школа. Если же ребенок не соответствует этим правилам, его поведение воспринимается как «девиантное», «неприспособленное» и даже «преступное». «Трактовки учителей не придают особого внимания тому, что происходит во внутреннем мире Бет Энн и, по сути, вообще не имеют ничего общего с Бет Энн. Они больше связаны со школой, чем с ребёнком» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 124).
Озадачивающим для Дж. Спиндлера было также то, что учителя явно переоценили социальную адаптацию Бет Энн: они словно бы не замечали её маргинального положения в классе. При этом культурно обусловленная «слепота» учителей являлась в некоторой степени разрушительной для развития личности этого ребёнка. «Когда я интерпретирую весь паттерн адаптации Бет Энн и восприятие этой адаптации другими, я вижу восприятие учителей как самоподдерживающуюся культурную систему убеждений. Бет Энн была выбрана не только потому, что была успешна, но и потому, что во всех иных отношениях она представляла образ того, что желательно для американской культуры среднего класса, существовавшей во время исследования в пятидесятые годы и в изменённой форме продолжающей существовать сегодня. Бет Энн и её семья олицетворяли успех и достижения, ценность тяжёлого труда, обоснованность отложенного удовольствия ради удовлетворения в будущем, обоснованность респектабельности и чистоты, хороших манер и хорошей одежды как критериев поведения. Бет Энн соответствовала тем критериям, с помощью которых учителя оценивали поведение и самих детей с позиции единственного канала успеха и адаптации, чему школа служила в качестве учреждения, несущего доминирующую культуру» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 125).
Дж. Спиндлер и участники исследовательской группы постарались, используя человеческую чуткость и профессиональное психологическое мастерство, донести до педагогического коллектива и родителей ребёнка полученную в исследовании информацию, однако они натолкнулись на «глубочайшее сопротивление учителей» (Spindler. Fifty years ... 2000. Р. 125). Работа с семьей и самой Бет Энн оказалась более успешной, нежели работа с учителями, неготовыми посмотреть на сложившуюся ситуацию иными глазами. Анализируя этот случай, Спиндлер пришел к выводу, что значительную часть времени и энергии при подготовке учителей следует направить на обучение тому, как справляться с проблемами культурных предубеждений. «Большинство учителей – идеалисты, и хотя многие довольно либеральны в политических и социальных убеждениях, они являются продуктами своей культуры, живут в рамках ценностей и символов, являющихся ее частью. Лишь осознание того, что они из себя представляют и чем занимаются, поможет освободиться от тирании своих культур; в свою очередь, они смогут освободить детей от пагубных последствий преждевременных, неточных или предвзятых оценок и интерпретаций их поведения, обусловленных воздействием этой культуры» (Spindler. 1974. Р. 152). В менее благополучных школах обучение предстает процессом, где дети являются побочным продуктом, а не ведущей заботой системы образования. Педагоги, консультанты и административные работники гораздо больше озабочены нормами и средними значениями академических достижений, чем улучшением качества школьной повседневности как среды социализации. Приходящие в школу новые учителя, какими бы энтузиастами они не были, со временем попадают под воздействие социальной системы школы и становятся ее частью (Spindler. 1974).
В дальнейшем эти случаи – Бет Энн и более ранний случай Роджера Харкера – вдохновили Дж. Спиндлера на разработку теории культурной терапии (Spindler. 1993; 1994; Pathways to cultural awareness ... 1994).