Зале Карлис
За́ле Ка́рлис [Карлис Залите, Kārlis Zāle (Zālīte), Карл Фёдорович Зале] [25.10(6.11) или 28.10(9.11).1888, село Мажейкос Ковенской губернии, Российская империя, ныне г. Мажейкяй, Литва – 19.2.1942, село Инчукалнс Латвийской ССР, ныне Сигулдский край, Латвия], латвийский скульптор.
Учился в Казанской художественной школе (1909–1913) у В. С. Богатырёва, в студии С. Д. Эрьзи в Москве (1914) и в Петрограде – в Академии художеств и Свободных художественно-учебных мастерских (1917–1920) у Г. Р. Залемана и А. Т. Матвеева. В 1918–1920 гг. принимал участие в осуществлении плана монументальной пропаганды – памятники (не сохранились) Н. А. Добролюбову (1918) и Дж. Гарибальди (1919) в Петрограде (ныне Санкт-Петербург); К. Марксу в Витебске (1919–1920) и др. Жил в Берлине (1921–1923), где испытал влияние кубизма и футуризма; с 1924 г. – в Риге.
Один из крупнейших латвийских скульпторов-монументалистов, автор первых мемориальных ансамблей и памятников: скульптурно-архитектурного ансамбля (с доминирующей фигурой «Мать Латвия», травертин) Братского кладбища, посвящённого жертвам Первой мировой войны (ансамбль создавался в 1924–1938, архитекторы А. Бирзениек, А. Зейдак и др.), и «Памятника Свободы» (1931–1935, архитектор Э. Шталберг) в Риге; ряда надгробий. Исполнял также станковые произведения (портрет Я. Райниса для Латвийского театра драмы, ныне Латвийский национальный театр, бронза, 1927; горельеф «Рыбак», гранит, 1939, Музей г. Мальмё, Швеция, и др.).
Преподавал в Латвийской академии художеств (1936–1942).