Тилматли
Тилма́тли, тилма (ацтек. tilmahtli), длинный прямоугольный кусок ткани (плащ), завязывавшийся на правом плече; основная мужская верхняя одежда у народов Мексики до испанского завоевания.
До прихода испанцев (1519) тилматли ткали на простейших поясных станках из хлопка или волокон агавы. Также для изготовления тилматли использовались шкуры диких животных: оленя, волка, ягуара. Иногда орнамент тилматли имитировал шкуру дикого животного. Цвет, длина, украшение каймы, а также способ завязывания тилматли регулировались властями и зависели от ранга его владельца. Знатным людям и заслуженным воинам полагалось носить длинные тилматли ниже колен, сделанные из дорогого и престижного материала – хлопка. Простолюдинам и молодым воинам полагались тилматли из волокон агавы и без узоров. У ацтеков верховный правитель носил шиутлапилли тилматли – буквально «тилматли со связанными бирюзовыми камнями», узор которого имитировал сеть с вплетёнными в неё кусочками бирюзы. Эта одежда указывала на роль правителя как земного воплощения Шиутекутли – бога огня и прародителя всех остальных богов. По данным письменных источников, известны также праздничные тилматли с ткаными и вышитыми узорами в виде цветов, змей, перьев орла, а также символом священной войны атль-тлачинолли. В ацтекском государстве тилматли определённой окраски и цвета служили наградами отличившимся в сражении воинам, дарами верховного правителя его приближённым. Согласно податным спискам «Кодекса Мендоса» (около 1547), плащи определённых размеров и расцветок, чаще всего белые, были одним из предметов уплаты податей. Тилматли играли также важную роль в обрядах жизненного цикла; например, во время свадьбы конец тилматли жениха связывали в один узел с юбкой невесты в знак прочности брака.
После Конкисты тилматли продолжал выполнять свою функцию основной верхней мужской одежды индейцев Мексики, несмотря на то что к нему прибавились рубашка и штаны. Тилматли со сложным рисунком по-прежнему были показателями высокого ранга. Именно на тилматли новообращённого индейца Хуана Диего появилось чудотворное изображение Девы Марии Гваделупской, ныне почитаемое как главная святыня не только Мексики, но и Латинской Америки.
Тилматли вышли из употребления только в 18 в., когда их вытеснили испанские плащи и накидки. Не сохранилось ни одного доиспанского или колониального образца тилматли, они известны только по изображениям в письменных источниках («Кодекс Мендоса», «Кодекс Тудела», «Флорентийский кодекс», «Кодекс Иштлильшочитль», все – 16 в. и др.).