Маниту
Маниту́ (манито; manitou), дух, сверхъестественная сила – один из ключевых концептов в традиционной религии большинства алгонкинских народов (оджибве, меномини, кри, инну, делавары, шауни, иллинойсы).
Согласно представлениям алгонкинов, сверхъестественные элементы содержатся абсолютно во всех объектах окружающего пространства, поэтому грань между материальным и духовным миром оказывается расплывчатой и незаметной. Эта повсеместная сверхъестественная магическая сила имеет название маниту. Понятие маниту присутствует во всех формах верований, в обрядовой сфере и в мифологии. Подобные представления существовали у многих других народов Северной Америки (оренда у ирокезов, вакан у лакота).
Понятие «маниту» следует рассматривать не только как безличную сверхъестественную силу. Многочисленные духи, населяющие природу и весь окружающий мир, также именовались маниту. Большинство из них не имело имён, но было персонифицировано. Мириады духов и составляют сверхъестественную силу, именуемую маниту, при этом каждый из этих духов по отдельности также является маниту. Таким образом, рассматривая концепт «маниту», не следует разделять содержащуюся в природе безличную сверхъестественную силу и духов, которые составляют эту силу и контролируют мироздание.
Первые сведения о понятии маниту были даны миссионерами-иезуитами в 17 в. Поль Ле Жён, долгое время проведший среди инну (монтанье, следуя терминологии того времени), полагал, что индейцы называют маниту как добрых, так и злых духов (Thwaites. 1897. Vol. 5. P. 156–157). Он также отметил существование специальной категории людей, называемых манитусиу – колдунов, общающихся с дьяволом (Thwaites. 1897. Vol. 6. P. 284–285) (сейчас их назвали бы шаманами). Они могли связываться с маниту и получать от них нужную информацию (как вылечить больного, как избежать встречи с врагом или, напротив, узнать об успехе военного похода). Ле Жён даёт описание «трясущейся палатки» – одного из важнейших ритуалов в религиозных верованиях алгонкинов, во время которого шаман пытался узнать у маниту, в какую сторону надо идти на охоту и где добыть лося. Затем он передал охотникам слова маниту. В итоге охотники потерпели неудачу, и тот маниту был признан лгуном (Thwaites. 1897. Vol. 5. P. 158; vol. 6. P. 162–169).
Данное свидетельство показывает важнейшее этико-религиозное представление алгонкинских народов, в культуре которых заметную роль играет охота. Согласно этому представлению, каждое животное (особь) и каждый вид животных имеет своего духа-хозяина, который направляет их охотникам, соблюдающим все необходимые правила и запреты. Вступить в контакт с духами-хозяевами может шаман в «трясущейся палатке». Особым уважением пользовался дух – хозяин оленей-карибу Папакассик, который также был главным над остальными духами – хозяевами всех наземных животных. Макинак (водяная черепаха) считалась основным хозяином живых существ водной стихи, но наряду с этим могла выполнять функции посредника между шаманом и другими духами. Также духом-посредником являлся великан Мистапо, или Мистапео (от mista – большой и napeo – человек), переводивший шаману слова других духов, если тот не мог понять их сам.
В определённых обстоятельствах сами духи животных, невзирая на свою персонификацию, также могли рассматриваться как маниту. Данный факт свидетельствует об универсальности этого понятия.
Ещё одна ипостась маниту – это личный хранитель (дух), которого человек обрёл в ходе поиска видений или увидел во сне и к которому обращается за помощью и поддержкой. В данном случае вновь происходит смешение концептов маниту и Мистапо. Помимо своей функции переводчика в трясущейся палатке, многочисленные мистапеуат (mistapeuat – мн. ч. от Mistapeu) могут являться личными духами – помощниками человека (Gagnon. 2007).
Маниту также считаются особо примечательные природные объекты и особенности ландшафта – отдельно стоящие большие камни и скалы, пещеры, озёра, острова, заливы, водопады, пороги, волоки и т. п. Одновременно маниту являются духи – хозяева этих мест и объектов. Эти объекты привлекали внимание людей своими размерами, необычными формами или несли опасность для них, когда речь шла, например, о водопадах и порогах. Их характерная черта состоит в том, что все они так или иначе связаны со сверхъестественными существами и исходящей от этих существ угрозой или, наоборот, благом для человека, если их как-либо умилостивить, например преподнести им табак или иные дары.
По этой причине термин «маниту» широко представлен в топонимии Северной Америки, особенно в тех районах, которые населяют или населяли народы, говорящие на алгонкинских языках (например, о. Манитулин на озере Гурон – самый крупный в мире остров, расположенный в пресноводном водоёме). На территории только одной провинции Квебек специалист по ономастике Жак Пуарье (Poirier. 1969. P. 288–289) насчитал 37 наименований, составной частью которых является данный термин, что составляет 58 % от всех топонимов провинции, имеющих автохтонное происхождение с мифологической составляющей. По материалам, собранным квебекским антропологом Жаком Руссо (Rousseau. 1955), название острова Манитунук (Manitounouc) на озере Мистассини допустимо переводить как «Странный Дух», что связано с легендой индейцев мистассини о духе – хозяине данного места (Poirier. 1969. P. 292).
Концепт маниту также имеет своё отражение в алгонкинской фольклорной традиции. Так, Матчи-Маниту – озеро в графстве Абитиби (Канада), – обязано своим наименованием местному преданию, повествующему о том, как охотники, преследовавшие на двух каноэ плывущего по озеру гигантского лося, вдруг безвозвратно исчезли. С тех пор индейцы старались обходить это место, поскольку оно стало считаться обителью злого духа. По их наблюдениям, там внезапно поднимаются сильные волны, а прибрежная скала начинает издавать звуки, напоминающие раскаты грома.
Различные персонифицированные духи маниту могут обладать большей или меньшей силой, одни из них добрые и помогают людям, другие враждебны человеку. Согласно наиболее часто встречающимся в алгонкинской космологии представлениям, добрые маниту обитают на небе, в воздухе и на земле (Громовая Птица и Четыре Ветра) а злые – в подводной и подземной среде (Рогатый Змей, Рогатая Рысь с шипами на спине). Несущие смертельную опасность человеку великаны-каннибалы (Виндиго у оджибве или Ачен у инну) тоже в определённых контекстах являются маниту.
Маниту предстаёт и в образе верховного божества, однако этот образ является поздним и возник в значительной степени под влиянием христианских миссионеров. Киче Маниту – Великий Дух, Бог, Творец и Мачи Маниту – Злой Дух, Демон.