Пеммикан
Пеммика́н (англ. pemmican, от слова на яз. кри pimiy – жир, pimikan – переработанный жир), вид мясных консервов у индейцев Северной Америки.
Рецепты пеммикана могли быть разными, но основа приготовления была такой: бизонье, лосиное или оленье мясо нарезали тонкими длинными полосами и подвешивали сушиться на солнце или коптиться в дыму. Затем подготовленное мясо измельчали до состояния порошка, который перемешивали с растопленным горячим жиром животного происхождения и раздавленными свежими ягодами (брусника, клюква, черника, ирга, дикая вишня и др.) или заливали соком. Когда полученная масса начинала остывать, из неё формировали брикеты, которые потом вновь высушивали и складывали в специальные кожаные сумки. Полученный продукт может храниться несколько лет.
Данный вид консервов получил известность благодаря охотничьим народам Субарктики и Великих равнин (кри, чипевайан, черноногие, шайенны и др.), не практиковавшим земледелия, но также был известен и в других историко-культурных ареалах, например, среди индейцев Северо-Востока (ирокезы, абенаки, делавары и др.), наряду с подобными концентратами на основе продуктов растительного происхождения (прожаренная дроблёная кукуруза).
Пеммикан, как правило, не являлся повседневной пищей, а представлял собой стратегический запас, к которому обращались в экстренной ситуации. Например, когда люди терпели неудачу на охоте и рыбалке, пеммикан выступал в качестве спасительного резерва, позволявшего избежать голода.
Пеммикан был незаменим во время кочевания, военных походов, охотничьих, торговых и прочих экспедиций, когда было невозможно уделять время промыслу. Пеммикан можно употреблять в пищу без предварительной обработки, можно варить или заливать кипятком. Высокая калорийность продукта позволяла человеку долгое время не терять силы в трудном пути.
Наряду с этим пеммикан мог быть и обыденным и даже праздничным блюдом. Так, антрополог Р. Джарвенпа (Jarvenpa. 2013) отметил изменения в пищевой культуре чипевайан, произошедшие в конце 20 в., сравнив две трапезы чипевайан общины Патуанак. Первая – трапеза трапперов на промысле, исключительно мужчин, которая состояла из варёного бобра, хлеба с топлёным салом и чая. Вторая представляла собой семейный ужин в посёлке, состоявший из жареного лосиного мяса, варёного картофеля, лосиного пеммикана, хлеба с топлёным салом и чая. В данном случае охотники, вероятно, на стационарном стойбище обошлись без пеммикана, в то время как на ужине в кругу семьи он присутствовал на столе.
Аналоги пеммикана известны и в Старом Свете. Многие народы Сибири (ханты, селькупы, эвенки и др.), живущие в сходных природных условиях и близких по культуре индейцам севера Нового Света, выработали свои аналоги североамериканского пеммикана. В первую очередь это порса – рыбная мука, которую обычно готовили из рыб малоценных пород. Провяленную, иногда предварительно прожаренную и высушенную рыбу толкли в порошок. Полученную муку охотники брали с собой на промысел, в особенности на проверку путика – длинного маршрута с расставленными ловушками и капканами. Порсу ели сухой, варили из неё суп, употребляли с чаем. Её также перемешивали со свежими ягодами или добавляли сушёные и даже пекли из неё хлеб.
Пеммикан практически не упоминается в ранних источниках. Канадские колонисты и миссионеры 17 в., описывая в своих трудах кухню алгонкинских групп востока Канадской Субарктики, в качестве важного продукта питания, запасаемого впрок, часто упоминали нарезанное на длинные полосы и копчёное в дыму и сушёное мясо, которое в случае неудачной зимней охоты становилось единственной едой. Как правило, они подчёркивали его жёсткость и неприятный для европейца вкус. Тем не менее, нет сомнения в том, что автохтоны Субарктики 17 в. широко практиковали приготовление пеммикана.
Широкую известность и популярность среди европейцев пеммикан приобрёл только в 18 в., с началом широкомасштабного освоения канадского запада. Такой удобный для путников продукт быстро по достоинству оценили появившиеся здесь европейцы – трапперы и служащие торговых компаний, скупавшие у индейцев пушнину.
Постепенно пеммикан стал важным продуктом экономики севера и запада Канады. Считается, что начало торговле пеммиканом положил в 1779 г. американский офицер, независимый мехоторговец и соучредитель Северо-Западной компании Питер Понд, закупив его у чипевайан озера Атабаска. Вскоре скупкой пеммикана у индейцев, а впоследствии у метисов занялись служащие торговых постов по рекам Ред-Ривер, Ассинибойн и Саскачеван. Поняв выгоду такой торговли, метисы начали совершать охотничьи экспедиции в прерии и стали поставлять бизоний пеммикан не только в посты Северо-Западной компании, но в северные торговые посты Форт-Александр, Камберленд-Хауз и Норвей-Хауз, принадлежавшие Компании Гудзонова залива, что обострило её отношения с Северо-Западной компанией, посты которой оставались без провианта. В 1812 г. представитель Компании Гудзонова залива лорд Т. Д. Селькирк основывает колонию на реке Ред-Ривер (колония Ред-Ривер), что подрывало экономические интересы Северо-Западной компании и связанных с ней метисов. В 1814 г. губернатор М. Макдонелл издал так называемую «Пеммикановую прокламацию», запрещавшую экспорт пеммикана и других продуктов за пределы колонии на реке Ред-Ривер. Данное решение было направлено на поддержание колонии, испытывавшей недостаток провизии. Однако такое решение вызвало недовольство Северо-Западной компании и связанных с ней метисов, экономические интересы которых пострадали. В результате разразилась «Пеммикановая война», закончившаяся только в 1821 г., когда Компания Гудзонова залива поглотила Северо-Западную компанию.
В конце 19 в. в Америке и Европе появляется пеммикан фабричного производства. Его фасовали в жестяные банки или делали в виде брусков в бумажной упаковке. Особую известность получил пеммикан американской компании «Armour», производившийся с начала 1900-х до середины 1950-х гг. В первую очередь такой пеммикан использовался военными и участниками полярных экспедиций (экспедиции Ф. Нансена и Р. Амундсена). Пользуются им современные туристы и экстремалы на протяжённых трудных маршрутах, проходящих по дикой, почти неосвоенной человеком местности. Наиболее опытные готовят его сами по собственным рецептам.
Пеммикан также является одним из символов культуры современных канадских метисов, стремящихся не потерять своё историческое прошлое. Находящееся в Виннипеге (провинция Манитоба) издательство, публикующее книги по метисной проблематике, носит название «Pemmican Publications».