Деревня художников Сунчжуан
Дере́вня худо́жников Сунчжуа́н (宋庄画家村, пиньинь Sòngzhuāng huàjiā cūn), коммуна художников, одна из самых больших в Китае. К 2015 г. здесь работали более 5 тыс. художников (Duncan. 2015).
Основана в 1994 г. на юго-востоке Пекина в районе Тунчжоу. Эта городская окраина стала центром притяжения для деятелей культуры после милицейских обысков и серии арестов в коммуне художников Юаньминъюань в северо-западном пригороде Пекина и её расселения в 1995 г. (Yue Zhang. 2014. P. 827). С переездом сюда известных художников, в том числе представителей циничного реализма (Фан Лицзюня, Лю Вэя, Юэ Миньцзюня, Ян Шаобиня), а также видного художественного критика Ли Сяньтина, Деревня художников Сунчжуан приобрела статус центра современного китайского искусства.
Сунчжуан, по мнению исследовательницы Ван Мэйцинь, не воспринималась обществом как нечто необычное и опасное, в отличие от предыдущего периода, когда коммуны художников считались центрами социальной нестабильности и сосредоточения безработных. Причинами иного отношения стали возросшая мобильность населения и ослабление контроля за его занятостью в 1990-х гг.; также сыграло роль расположение Деревни вдалеке от университетских кампусов (Meiqin Wang. 2010. P. 190).
По словам Ли Сяньтина, милиция всё же пыталась следить за художниками из Юаньминъюаня и после их переезда в Сунчжуан, но ему удалось доказать местным властям, что сдача жилья художникам положительно повлияет на экономическую ситуацию в районе (Sniadecki. 2013. P. 47). Переехавшие в Сунчжуан собирались оборудовать под мастерские не только заброшенные фабричные помещения, но и жилые дома, однако для аренды требовалось разрешение деревенского комитета. Цуй Дабай, партийный секретарь деревни Сяопу в пекинском районе Тунчжоу, заявлял, что позволил художникам въехать, чтобы улучшить материальное положение местных жителей (Yue Zhang. 2014. P. 836–837), тем не менее первоначально он регулярно отчитывался перед вышестоящими органами о ситуации на месте, т. к. присутствие художников считалось потенциально опасным.
Во 2-й половине 1990-х гг. Деревня Сунчжуан стала свободным пространством для творчества. Однако, с укреплением экономики района, городские власти решили использовать потенциал коммуны и взять её под свой контроль. В 2004 г. (по другим данным, в 2006) был разработан план развития Деревни художников Сунчжуан до 2020 г. и создания на её месте самого крупного арт-района в Китае (Yue Zhang. 2014. P. 837). С 2005 г. здесь проводятся фестивали искусства; с 2006 г. на территории коммуны функционируют фонд кино, основанный Ли Сяньтином, и художественный музей.
В 2005 г. создана Ассоциация Сунчжуан для продвижения искусств (宋庄艺术促进会), а в 2009 г. – Административная комиссия кластера культурных и креативных индустрий Сунчжуан (宋庄文化创意产业积聚区开发公司). По утверждению исследователя Чжан Юэ, обе организации тесно связаны с государственными структурами и призваны главным образом следить за деятельностью арт-коммуны и продвигать её «бренд», а не создавать пространство для обмена идеями (Yue Zhang. 2014. P. 838–839). Таким образом, для художников Сунчжуана не только сохранилась проблема политического контроля, но и появилась угроза коммерциализации культурного пространства: выставки постепенно заменяются развлекательными мероприятиями, а главной целью становится продажа произведений искусства.
Здание музея (арт-центра) (2006) и резиденция художников (2009) Деревни Сунчжуан были спроектированы архитектурным бюро DnA. В 2015 г. в интервью с основательницей DnA Сюй Тяньтянь архитектор П. А. Риццарди отметил, что эти здания её авторства уже значительно обветшали и требуют ремонта; при этом, по его словам, Деревня стремительно развивается, на её территории не прекращается стройка (Rizzardi. 2015). Планы пекинской администрации привели к ускоренной урбанизации района, в ходе которой местные жители подверглись массовому переселению без возможности трудоустройства и социальной поддержки, хотя им и полагалась единовременная денежная выплата взамен принадлежавшей им земли (Yue Zhang. 2014. P. 840). Таким образом, желание властей максимально реализовать экономический потенциал коммуны в сочетании с политическим контролем привели к коммерциализации художественной деятельности, высоким арендным ставкам для деятелей искусств, массовому выселению жителей, а также к формальному характеру проводимых мероприятий.
Рост арт-района по плану властей обусловил изменения в сфере услуг: в Деревне Сунчжуан появились рестораны, супермаркеты, магазины товаров для художников; в свою очередь, новые рабочие места способствовали повышению здесь спроса на жильё и, как писал Чжан Юэ, от 50 до 60 % художников не могут себе позволить жить в Деревне более двух лет. Они вынуждены снимать более дешёвое жильё вне коммуны, но и здесь не могут оставаться на долгий срок из-за реконструкции и связанной с ней джентрификации городской среды (Yue Zhang. 2014. P. 839).