Droog
Droog, нидерландское дизайнерское бюро.
Образовано в 1993 г. по инициативе промышленного дизайнера Гейса Баккера (Gijs Bakker, род. 20.2.1942) и историка искусств Ренни Рамакерс (Renny Ramakers, род. 29.5.1946), когда под названием Droog design (от нидерл. droog, буквально – сухой, в разговорной речи может также обозначать тонкое чувство юмора) они показали на выставке «Salone del Mobile» в Милане работы молодых нидерландских дизайнеров. Представленные 16 экспериментальных предметов мебели и декора объединял подчёркнуто рукотворный облик – результат активного использования вторичного сырья и недорогих подручных материалов: книжный шкаф из бумаги Я. Конингса и Ю. Бея; кресло «Rag» Т. Реми из слоёв старой одежды и тряпок; люстры Р. Грауманса из молочных бутылок и 85 соединённых в единую гроздь электрических лампочек; мебель из перфорированного дерева Г. Баккера. Уже в этих произведениях проявился узнаваемый стиль Droog, который отличают ироничный подход к созданию функциональных бытовых предметов, осмысление проблемы консьюмеризма и идеи индивидуального творческого метода в дизайне.
Характерный пример дизайна Droog – работа Ю. Бея «Tree-Trunk» («Древесный ствол»; 1999) из коллекции «Couleur Locale» (франц., буквально – местный колорит) для пейзажного парка Ораниенбаумского дворца (после 1780) в г. Ораниенбаум-Вёрлиц близ Дессау-Рослау. Бронзовые копии деревянных спинок стульев (впоследствии их можно было купить в магазине Droog) превратили стволы упавших деревьев в парке в скамейки. Среди других предметов, спроектированных бюро: комод Т. Реми «You can’t lay down your memory» («Ты не можешь положить свою память»; 1991) из скреплённых вместе старых ящиков разной формы и цвета, пластичные вазы «Urn» (1993) и раковина «Folded Washtub» (1997) Х. Йонгериус, светильник «Set Up Shades» (1988–1989) и связанное из арамидного волокна кресло «Knotted Chair» (1996) М. Вандерса, банкетки «The Cross» и «S(h)it on It» (1994) Р. Хуттена, заимствующие формы католического креста и свастики, полностью прозрачный водопроводный кран-смеситель «Glass Tab» (1997) А. Виссера, серия обтянутой синтетическими волокнами мебели «Kokon Furniture» (1999) Ю. Бея, скелетообразный стул «Bone Chair» (2006) Й. Лаармана, посуда «Wild Bone China» (2010–2011) К. Мейндертсма из костяного фарфора (разновидность фарфора с приместью костной золы), компонентом для которого послужили кости животных, найденные в одном из нидерландских природных заповедников, дверной звонок из винных бокалов «Bottoms Up Doorbell» (1994) П. ван дер Ягта. Среди порядка 200 участников разных лет были также Э. Анник, М. Баас, А. Бреквелд, М. Гиксе, К. Кабел, Маэда Кунико, М. Минале, В. Сомерс, Ф. Тьепкема, Н. Фаркаш, С. Хатауэй.
Бюро регулярно организует выставки, участвует в Миланской неделе дизайна («Go Slow», 2004; «Value for Money», 2005; «Smart Deco 2», 2006; «Saved by Droog», 2010; «Design for Download», 2011; «Material Matters», 2012; «Construct Me!», 2015, и др.), используя разнообразные форматы взаимодействия экспонатов и посетителей: на выставке «Do Create» (2000, Милан) каждому посетителю предлагалось поучаствовать в создании дизайнерских предметов – например, при помощи кувалды превратить параллелепипед из нержавеющей стали в уникальное кресло («Do Hit Chair», 2000, дизайнер М. ван дер Полл); на передвижной выставке «A Human Touch», прошедшей в пяти городах восточного полушария от Шанхая до Лоуэр-Хатта (Новая Зеландия, 2006), все экспонаты можно было трогать.
В 2004 г. в Амстердаме появился дизайнерский квартал Droog с магазином, выставочным залом, отелем, рестораном, пространствами для рабочих встреч и проведения мероприятий. В 2009 г. открылся магазин Droog в Нью-Йорке, в связи с чем Г. Баккер, противник коммерциализации бюро, покинул проект. В это же время оно расширило круг своих интересов, обратившись к теории дизайна и урбанистике, социологическим исследованиям. В 2009–2014 гг. функционировал проект «Droog Lab»; его целью было изучение повседневных занятий, которые могут иметь глобальный потенциал. Для этого предполагалось объединить дизайнеров, экспертов и локальные сообщества со всего мира. Результаты исследования опубликованы в книге «Здесь, там, везде» («Here, There, Everywhere», 2014). Бюро также занималось изучением принципов городской самоорганизации, мнений и пожеланий горожан («Design + Desires», 2015–2016). Проект «Re-dreaming the street» (2016–2017), посвящённый развитию района Ньив-Вест в Амстердаме, осуществлялся совместно с его жителями.