«Модный театр» Бенедетто Марчелло
«Модный театр» Бенедетто Марчелло. В 1720 г. венецианский композитор Б. Марчелло опубликовал трактат «Модный театр» («Il teatro alla moda»), сатиру на оперу своего времени. Хотя трактат и был издан анонимно, некоторым из современников всё же было известно, кто является его автором. Так, в 1721 г. либреттист А. Дзено сообщал в частной переписке: «"Модный театр" синьора Бенедетто Марчелло, брата Алессандро Марчелло, – прелестная сатира» (цит. по: Pauly R. G. Benedetto Marcello's satire on early 18th-century opera // The Musical Quarterly. 1948. Vol. 34, № 2. P. 228).
Трактат представляет собой сборник «вредных советов» для создателей оперного спектакля, поданных в насмешливом ключе. В названии автор перечислил своих адресатов: «Модный театр, или Простой и доступный метод правильного сочинения и исполнения итальянских опер в соответствии с современной практикой, в котором даются полезные наставления, необходимые поэтам, композиторам, певцам обоего пола, импресарио, музыкантам, инженерам и художникам сцены, исполнителям комических партий, портным, пажам, статистам, суфлёрам, переписчикам, покровителям, матерям певиц и другим лицам, связанным с театром» (Marcello B. Il teatro alla moda. Milan, 1883. P. 1).
В названии и в тексте трактата Б. Марчелло назвал лишь категории участников спектакля, не сообщая конкретных имён. Однако на титульном листе представлены реальные деятели оперного искусства – в виде персонажей символической гравюры и в «загадочной» подписи, следующей за ней. На гравюре изображена лодка, в которой находятся три фигуры. Лодку ведёт прилично одетый господин. В носовой части, на мешках со съестными припасами, рядом с винной бочкой, стоит медведь в парике и держит развевающийся флаг. На корме расположился ангел в шляпе священника, играющий на скрипке.
Под гравюрой сообщается, где издание якобы отпечатано и где его можно приобрести: «Отпечатано в предместье Белизанья для Альдивива Ликанте, под фирменным знаком "медведя в лодке". Продаётся на Коралловой улице у ворот палаццо Орландо» («Stampato ne BORGHI di BELISANIA per ALDIVIVA LICANTE, all’insegna dell’ORSO in PEATA. Si vende nella STRADA del CORALLO alla PORTA del PALAZZO d’ORLANDO»). На самом деле эти названия выдуманы, и их следует понимать как зашифрованные имена известных людей, в то время работавших в венецианских театрах «Сант-Анджело» и «Сан-Моизе». Это певицы Катерина Борги (Borghi), Чечилия Белизани (Belisani), Катерина Кантелли (Cantelli, анаграмма Licante), Анна Мария Страда (Strada), Антония Лауренти по прозвищу «Коралли» (Coralli), Кьяра Орланди (Orlandi), композиторы А. Вивальди (анаграмма Aldiviva) и Джованни Порта; либреттист Джованни Палацци (Palazzi), импресарио театра «Сан-Моизе» Джованни Орсатто, а также синьор Модотто – импресарио и владелец пеаты (венецианской лодки). На самой гравюре шляпа священника и скрипка в руках ангела прозрачно намекают на Вивальди, а изображение медведя – на Орсатто (от итал. orso – медведь).
Автор трактата критикует своих адресатов за легковесность и поверхностное отношение к искусству. По его мнению, поэты и композиторы при сочинении оперы подчиняются малейшим требованиям певцов, работают наспех, по большей части составляют сценическое произведение из вставных номеров, причем «арии бодрые должны чередоваться с патетическими, вне зависимости от требований текста или действия» (Марчелло Б. «Модный театр» // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков. Москва, 1971. С. 108–109). Создатели оперы гонятся за дешёвой популярностью и внешними эффектами: «опера не может обойтись без сцен в тюрьме, без стилетов, ядов, писем, охоты на медведей и буйволов, землетрясений, молний, сумасшествий и прочего…» (Марчелло Б. «Модный театр». С. 107).
Созданный Б. Марчелло сатирический памфлет не следует воспринимать как свидетельство упадка венецианской оперы. Вполне вероятно, что причиной острой критики стали личные эстетические предпочтения автора. Он не принял нововведений конца 1710-х – 1720-х гг., произошедших на сцене небольших оперных театров «Сант-Анджело» и «Сан-Моизе», где над постановками работало молодое поколение композиторов, либреттистов и певцов, в том числе «перечисленных» им на титульном листе трактата. Марчелло был членом венецианской академии «Аркадия» и следовал эстетическим ориентирам этого сообщества. Сценические произведения композитора, в частности его опера «Ариадна» (либретто В. Кассани, Венеция, 1727), напоминают римские музыкальные пасторали последней трети 17 в. – сочинения не для широкой публики, а для узкого круга утончённых ценителей (об эстетических предпочтениях Марчелло и его «Ариадне» рассуждают П. В. Луцкер и И. П. Сусидко во второй части своей книги: Луцкер П. В. Итальянская опера XVIII века / П. В. Луцкер, И. П. Сусидко. Ч. 2. Москва, 2004. С. 47–55).