Философское кафе
Филосо́фское кафе́ (с франц. Café philosophique, Le café philo), формат дискуссии, в котором философская проблема выносится на публичное обсуждение. Дискуссия проходит не в аудитории, а в открытом общественном месте (чаще всего в кафе). Впервые этот формат предложен в 1992 г. М. Соте (1947–1998), французским писателем, профессором философии в Парижском институте политических исследований. До последних дней жизни Соте проводил философское кафе по воскресеньям в «Кафе маяков» в Париже.
Главный принцип философского кафе – свободное участие в дискуссии всех присутствующих. Дискуссия при этом модерируется, следует заданной в начале теме, ограничена по времени. В завершение дискуссии подводится её резюме. Формат философского кафе призван стереть грань между спикерами (профессиональными интеллектуалами) и слушателями (широкой аудиторией). Его связывают с французской философской традицией публичной философии: от салонов эпохи Просвещения до литературных кафе 20 в.
С 1990-х гг. формат философского кафе выходит за пределы французской традиции и философской тематики. После смерти Соте Д. Даллас (1940–2014), британский независимый телевизионный продюсер, объявил о создании в Лидсе «научного кафе», а в 2001 г. получил грант фонда Welcome Trust на его реализацию. За несколько лет в Великобритании возникло более 20 «научных кафе» (Clery. 2003. P. 2026). С начала 2000-х гг. философские кафе стали появляться в России: в 2002 г. – в Санкт-Петербурге, в 2006 г. – в Томске, в 2010 г. – в Омске.
К достоинствам философского кафе относят демократизацию философской дискуссии; возможность собрать в одном обсуждении ярких специалистов из разных областей знания; возрождение «сократического» понимания философии как свободного разговора (Coq. 1998. P. 206). Критикуется формат философского кафе за отступление от строгой академической работы в пользу свободной дискуссии, от письменной формы диссертации в пользу устной формы, беседы вне профессиональной аудитории (Coq. 1998. P. 209).