«Статуя Кондильяка»
«Ста́туя Кондилья́ка», или «чувствующая статуя Кондильяка», особый концепт новоевропейской философии, иллюстрирующий и вместе с тем обосновывающий сенсуалистическую гносеологию. По существу, речь идёт о своеобразном мысленном эксперименте, позволяющем воссоздать условия формирования различных способностей человека и приобретения им всех своих знаний. Концепт введён в «Трактате об ощущениях» (Traité des sensations, 1754) Э. Б. де Кондильяка. Автор предлагает читателю вообразить статую, лишённую всяких знаний, ещё не имеющую сформированных, достигших полноты своих возможностей способностей. От природы всякий человек, по Кондильяку, наделён органами чувств, но не способностями в их готовом виде, которые ему предстоит развивать, опираясь на опыт. Отсюда – своеобразная история статуи. Ее развитие определяется получаемыми ощущениями, чувственным восприятием. Некоторые из них приятны, иные – нет, соответственно, статуя будет стремиться к одним и избегать других. Именно различные степени удовольствия и страдания оказывают решающее влияние на формирование способностей статуи. Если предположить, что поначалу статуя обладает только ощущением обоняния, то сама для себя она будет лишь различными запахами: розы, фиалки и т. п. Ее самые первые ощущения пробуждают внимание. Далее, привычка удерживать внимание способствует зарождению памяти. Внимание, направленное на две идеи, порождает сравнение. В свою очередь, восприятие отношения между двумя сравниваемыми идеями – не что иное, как суждение. Желание, как стремление к некоему лучшему, по сравнению с имеющимся, состоянию статуи, предполагает суждение. Когда одно желание начинает доминировать над остальными, оно становится страстью. Воля образуется как «абсолютное желание»: воспоминания о прошлых удовольствиях побуждают статую надеяться на удовлетворение новых своих желаний. О внешнем мире статуе помогает судить осязание, которое, в этом отношении, выступает «учителем» всех чувств. Будучи поначалу для самой себя только запахом, статуя становится личностью, когда оказывается способна вспоминать о прежних своих состояниях, одновременно с осознанием последнего, текущего, актуального. Введенный Кондильяком концепт фактически служит обоснованием основного принципа его философской системы: «все наши знания и все наши способности происходят от органов чувств, или, выражаясь точнее, из ощущений» (Кондильяк Э. Б. де. Сочинения. Т. 2. Москва, 1982. С. 379).