Полигнот (живописец)
Полигно́т (Πολύγνωτος), древнегреческий живописец 2-й четверти – середины 5 в. до н. э.
Родился на о. Фасос. Учился у своего отца, художника Аглаофонта. В 460-х гг. до н. э. получил афинское гражданство. Произведения Полигнота не сохранились, однако их названия и местонахождение известны из сочинений античных авторов: «Избиение женихов Пенелопы Одиссеем» в пронаосе храма Афины Ареи в Платеях; «Падение Трои» и «Некийя» («Царство мёртвых») в лесхе (здание для собраний) книдян в Дельфах (подробно описаны Павсанием); «Похищение дочерей Левкиппа» в храме Диоскуров; «Взятый Илион» и «Битва при Иное» в стое Пойкиле на агоре (между 470 и 447); «Кентавромахия» и «Амазономахия» в храме Тесея (все – в Афинах).
Полигнот считается основоположником древнегреческой живописи, он славился умением передавать характеры и выражения лиц. Аристотель приписывал ему «умение показать людей лучшими, чем они есть на самом деле»; Плиний Старший утверждал, что Полигнот первым стал писать женщин в прозрачных одеждах и изображать приоткрытыми рты. Палитра Полигнота была ограничена четырьмя красками: красной, жёлтой, чёрной и белой, и, вероятно, он не пользовался светотенью.
По сообщению Плиния Старшего, был также скульптором.