Заупокойные тексты Древнего Египта
Заупоко́йные те́ксты Дре́внего Еги́пта, религиозные тексты, призванные обеспечить победу над смертью в загробном мире. Один из основных источников по религии Древнего Египта. Древнейшие (с 24 в. до н. э.) – предназначенные для царя Тексты пирамид. В Первый переходный период (22–21 вв. до н. э.) частично перерабатываются в Тексты саркофагов (более 1200 изречений; курсивные иероглифы на внутренних стенках деревянных гробов вельмож; иногда на стенах гробниц, на папирусах), которые должны помочь погребённому воскреснуть подобно Осирису, избежать голода, жажды, опасных обитателей того света. Возникают «путеводители» по потустороннему миру (т. н. Книга Двух путей). Во Второй переходный период (середина 17 – середина 16 вв. до н. э.) их сменяют тексты «Книги мёртвых» (дословно «Изречения выхода в день») на папирусах, получившие наибольшее распространение. В них впервые чётко выражена идея посмертного суда Осириса и загробного воздаяния (во времена Старого царства прослеживается в автобиографиях вельмож на стенах их усыпальниц). В эпоху Нового царства в скальных гробницах Долины царей изображается и кратко описывается «То, что в потустороннем мире» (егип. Ам-Дуат, в том числе «Книга врат», «Книга пещер» и др.): ночное путешествие Ра и его спутников, включая фараона, в ладье по тому свету, разделённому на 12 областей (число часов ночи), преодоление преград, чтобы утром произошло возрождение – восход солнца. С Третьего переходного периода (1070–664 до н. э.) подданные заимствуют и эти царские тексты, копируя в гробницах, на саркофагах, на папирусе. В эллинистический период (с 332 до н. э.) создаются «Книга пребывания в вечности», «Книга дыхания». По содержанию к Заупокойным текстам Древнего Египта примыкают тексты погребальных ритуалов – отверзания уст, бальзамирования и др.