Тексты пирамид
Те́ксты пирами́д, заупокойные заклинания Древнего Египта о благополучии царя на том свете; древнейший в мире свод религиозных текстов. Названы по месту находки (немецкие египтологи Э. и Г. Бругши, Г. Масперо; 1880–1881): стены коридоров, «прихожей», погребальной камеры в древнеегипетских пирамидах. Сохранилось более 800 речений (изречений, заклинаний), древнейшие – в пирамиде Униса (конец V династии, 24 в. до н. э.); в конце VI династии их помещают и в гробницы цариц; последние царские – в пирамиде Иби (VIII династия, 22 в. до н. э.). Иероглифические тексты высечены столбцами и выкрашены бирюзовым цветом, символизирующим воскресение. Речь в Текстах пирамид идёт в основном о посмертной судьбе царя – его подъёме на небо к Солнцу и пребывании среди богов, с которыми он отождествляется (например, с Осирисом). Многие речения из гробницы Униса больше нигде не встречены, а Тексты пирамид усыпальницы Иби ближе всего к Текстам саркофагов (21–18 вв. до н. э., см. в статье Заупокойные тексты Древнего Египта); самые длинные Тексты пирамид у Пепи II (23 в. до н. э.) – 675 речений. Судя по вниманию к культу солнца, наибольшую роль в создании Текстов пирамид сыграли жрецы Гелиополя Египетского (см. в статье Ра). Составление многих заклинаний Текстов пирамид относят к эпохе первых династий, некоторые (например, т. н. магические речения против змей), наверное, ещё древнее. Наличие в каждой пирамиде своего набора Текстов пирамид предполагает существование свода. Фиксацию Текстов пирамид связывают с ослаблением царской власти – прежде цари были уверены в вечном провозглашении жрецами нужных заклинаний. Интерпретация Текстов пирамид осложняется архаичностью языка и выраженных им религиозных представлений; остаётся открытым даже вопрос о порядке чтения: следует его начинать от погребальной камеры (как речения пронумерованы издателями) или, наоборот, от входного коридора. С Первого переходного периода (22–21 вв. до н. э.) изречения Текстов пирамид начинают использовать частные лица, их включают в сборники заупокойных текстов, предназначенных уже не только царям, но и подданным [Тексты саркофагов; затем «Книгу мёртвых» (16 в. до н. э. – 1 в. н. э.)], отдельные заклинания копируют на погребальные памятники, в переработанном виде включают в записи храмовых ритуалов Позднего царства (1-е тыс. до н. э.).