Ам-Дуат
Ам-Дуа́т («Книга Ам-Дуат», распространённые литературные варианты – Амдуат, «Книга Амдуат»; от др.-егип. imt dwꜢt, буквально – «то, что в Дуате»), один из важнейших заупокойных текстов Древнего Египта эпохи Нового царства, повествовавший о ночном путешествии солнечного бога по загробному миру. Термин «Ам-Дуат» введён в оборот египтологами и происходит от названия египетского загробного мира, обозначавшегося как «Дуат». Древнеегипетское наименование даётся по первой строке текста, которая звучит как «Писание из сокрытого помещения, места пребывания душ (бау), богов, теней и духов (аху) и того, что сделано» (др.-егип. – sš n Ꜥt-imnt ꜤḥꜤw bꜢw nṯrw šwwt Ꜣḫw irw). «Книга Ам-Дуат» входит в целую группу подробно описывавших Дуат религиозных текстов Древнего Египта, носящих в египтологии общее название «Книги иного мира» («Книга Двух путей», «Книга мёртвых», «Книга врат», «Книга пещер», «Книга земли», «Книга дня» и др.). По своему значению и популярности среди египтян (начиная с Нового царства) Ам-Дуат сравнима со знаменитой «Книгой мёртвых».
Изучение «Книги Ам-Дуат» началось в конце 19 в. Первый частичный перевод опубликовал французский египтолог Г. Масперо в 1888 г. Позднее к исследованию текста обращались такие египтологи, как Э. Навиль, У. Бадж, А. Н. Пьянков и др. Наиболее полные издание и перевод осуществлены в 1963–1967 гг. немецким исследователем Э. Хорнунгом.
Самые ранние фрагменты «Книги Ам-Дуат» представлены в гробнице Тутмоса I [KV (Kings' Valley – Долина царей) 38], по другой версии – в гробнице Тутмоса I и женщины-фараона Хатшепсут (KV 20). Наиболее полный текст начертан на стенах гробниц Тутмоса III (KV 34) и Аменхотепа II (KV 35). Также обнаружены фрагменты «Книги Ам-Дуат» в гробнице визиря Хатшепсут и Тутмоса III – Усера [TT (Theban Tomb, дословно – «Фиванская гробница») 61]. После Усера около трёх веков «Книга Ам-Дуат» использовалась в оформлении только царских гробниц: Аменхотепа III (KV 22), Тутанхамона (KV 62), Эйе (КV 23), Сети I (KV 17), Рамсеса II (KV 7), Мернептаха (KV 8), Сети II (KV 15), Саптаха (KV 47), женщины-фараона Таусерт и Сетнахта (KV 14), Рамсеса III (KV 11), Рамсеса IV (KV 2), Рамсеса V и Рамсеса VI (KV 9), Рамсеса IX (KV 6). Начиная с XXI династии (около 1070 до н. э.) отдельные эпизоды и мотивы из «Книги Ам-Дуат» стали встречаться на специальных магических папирусах в гробницах частных лиц (т. н. жреческая редакция), которые обычно выступали парными свитками к «Книге мёртвых». Позднейшие экземпляры папирусов с «Книгой Ам-Дуат» датируются 3 в. до н. э.
«Книга Ам-Дуат» представляет собой единое текстово-графическое оформление пространства гробницы или папируса изображениями и связанным с ними текстом. Она делится на 12 секций, которые соответствуют принятому в Древнем Египте делению ночи на 12 часов. Каждый такой час поделён на 3 регистра: верхний, средний и нижний, которые разделяются красной линией. Секции-часы отделены друг от друга вертикальными столбцами, в которых также помещён текст с обозначением часа, загробных врат и регионов Дуата, поскольку каждый час соответствует не только периоду времени, но и особому пространству загробного мира.
Ам-Дуат начинается со вступления солнечного бога с головой барана, одной из своих ипостасей, в промежуточное царство первого часа ночи. Своё путешествие он совершает в ладье в сопровождении других богов, а также усопшего фараона (в царских погребениях). В течение следующих часов они пересекают различные области Дуата. К шестому часу относится важнейшее событие – соединение солнечного бога с погребённым, которого олицетворяет бог Осирис. Оно символизирует предстоящее воскресение умершего. В седьмом часе ночи солнечный бог сражается с извечным своим врагом, змеем Апопом, и побеждает его. Последний час завершает цикл возрождения, солнце восходит в образе Хепри, утренней ипостаси солнечного бога.
В «Книге Ам-Дуат» сообщается о множестве существ и других персонажей, обитающих в пространстве загробного мира. Бабуины с богинями часов и другими божествами выражают всеобщую радость, вызванную появлением солнца. Её разделяют все обитатели загробного пространства, кроме врагов солнечного бога и про́клятых грешников. В «Книге Ам-Дуат» развит сюжет наказания за грехи. Среди мест наказания выделяется Огненное озеро, воды которого изображаются красным цветом, символизирующим пламя. Другой вид наказания – состояние в виде «перевёрнутости» или «хождения на голове». Оно отражает представление, согласно которому в местах казни грешников господствует хаос и нарушен мировой порядок, установленный солнечным богом и сопряжённый с солярным циклом. Там всё «поставлено с ног на голову», у самих про́клятых вырваны сердца, они обезглавлены, а их души и тени отделены от тел. Ряд наказаний устанавливается по иконографии и именам существ, выступающих в роли карателей, – их можно условно назвать демонами: «Изгоняющий (своим) лицом», «Топящий их», «Режущий», «Кричащий» и др.
Запечатлённая на стенах гробницы «Книга Ам-Дуат» призвана была сообщить умершему царю тайное знание о «топографии» загробного мира, совершающихся там событиях, именах обитающих богов и существ. Только такое знание гарантировало безопасное странствие по Дуату и воскресение фараона в образе Осириса. Пройдя данный путь, царь занимал своё место среди богов.