Военный налог
Вое́нный нало́г, один из видов налогов для частичного покрытия военных расходов; специальный государственный сбор, взимаемый со всего совершеннолетнего населения государства либо с его части в форме обязательных платежей или посредством введения надбавок. Устанавливается временно в связи с ведением войны или на период военных действий.
Военный налог является одним из эффективных методов мобилизации средств на поддержание и развитие военной экономики, чаще всего непосредственно во время ведения войны. Вводился во многих государствах в различные исторические периоды, но, как правило, является временной мерой, иногда носящей также компенсационный характер.
Военный налог в России
В России прототипом специализированных военных налогов можно считать разовые сборы с населения в Древнерусском государстве, вводившиеся в связи с чрезвычайными событиями, острой потребностью в значительных расходах (князь Ярослав Владимирович в борьбе за княжеский престол в Киеве в 11 в.); нерегулярные сборы, связанные с необходимостью крупных военных расходов в период ордынского ига (14 в.); сборы на корм войска, содержание отрядов пищальщиков – пищальные деньги, на строительство укреплений – засечная повинность, на производство пороха – ямчужная повинность, на выкуп пленных – полоняничные деньги (16 в.); сборы на содержание стрелецкого войска – стрелецкие деньги и стрелецкая подать, на содержание даточных людей (в особых солдатских и рейтарских полках), взимание десятой деньги и натуральные повинности в период военных действий (17 в.).
Во время правления Петра I для строительства флота и содержания армии была внедрена система кумпанств, был введён специальный сбор на строительство кораблей, сбор десятой деньги с купечества, «запросы» на различные нужды. Однако все вышеупомянутые налоги и сборы скорее являются сборами и податями военного назначения, чем собственно военным налогом в том смысле, в котором он понимается в настоящее время.
Считается, что впервые в России военный налог был введён в 1887 г. в отношении мусульманской части населения Кавказского региона, отказывавшейся от исполнения воинской повинности по религиозным соображениям. Введение военного налога на Северном Кавказе стало возможно в связи с присоединением этого региона к Российской империи по окончании Кавказской войны 1817–1864 гг. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет в качестве материальной компенсации своего освобождения от военной службы. При этом денежный налог мог быть заменён натуральным налогом.
Во время Первой мировой войны в России на территории всего государства был введён временный военный налог (1915–1918). Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет, освобождённые от мобилизации по различным основаниям (по физической непригодности, по семейному положению, старшие возрастные группы). Военное налогообложение не только обеспечивало дополнительные средства на ведение войны, но и способствовало установлению социальной справедливости.
С ноября 1925 по 1931 гг. в СССР военный налог платили мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, а зачисляемые в тыловое ополчение. Военный налог был предназначен для социального обеспечения инвалидов Гражданской войны 1917–1922 гг.
В период Великой Отечественной войны военный налог был формой всеобщего участия советских граждан в её финансировании. Военный налог был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 г. «О военном налоге». С 1942 г. к оплате привлекались граждане, достигшие 18 лет. Освобождались от военного налога: военнослужащие рядового, младшего командного и начальствующего состава всех родов войск; военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находившиеся в Красной Армии и на флоте и в пограничных войсках; члены семей военнослужащих, которые получали помощь от государства; мужчины 60 лет и старше; женщины 55 лет и старше; пенсионеры, которые не имели других источников доходов, кроме пенсии.
Ставки военного налога дифференцировались по категориям плательщиков. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом платили военный налог в твёрдой сумме с учётом годового заработка; колхозники и единоличники – 150–600 рублей ежегодно с каждого члена государства; другие граждане, которые не имели самостоятельной прибыли, – 100 рублей ежегодно. Военный налог поступал в размерах, превышающих все другие налоговые платежи населения, что позволило мобилизовать в доход бюджета за годы войны более 72,1 млрд рублей. 6 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке и сроках прекращения взимания военного налога» военный налог был частично отменён. Постановление СНК СССР от 1 ноября 1945 г. № 2793 «О сроках отмены взимания военного налога» отменило взимание военного налога повсеместно с 1 января 1946 г.
Военный налог в международной практике
В международной практике военные налоги известны с древнейших времён. В качестве примера можно привести сбор эйсфоры – экстраординарный налог на военные нужды, который являлся одним из важнейших инструментов экономической политики Афинского государства в 5–4 вв. до н. э.
В наибольшем количестве государств военный налог вводился в периоды Первой и Второй мировых войн. В период Первой мировой войны (1914–1918) во Франции, Италии и других государствах он применялся в форме специально установленных платежей лиц, освобождённых от военной службы. В годы Второй мировой войны зарубежные государства применяли военный налог в форме специальных надбавок к прямым и косвенным налогам на основные товары массового потребления. В США, Великобритании и в некоторых других государствах в этот период также вводился военный налог на сверхприбыль монополий.
Таким образом, военный налог представляет собой специальный налог, относящийся к чрезвычайным налогам, вводящимся отдельными государствами в периоды ведения войны или осуществления военных действий. Чаще всего военный налог взимается с физических лиц, освобождаемых от службы в армии (вооружённых силах). При этом в военном налоге обычно применяются элементы подушного обложения.