Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского
Вое́нно-возду́шная инжене́рная акаде́мия и́мени профе́ссора Н. Е. Жуко́вского (Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённая академия имени профессора Н. Е. Жуковского), высшее военно-учебное заведение, осуществлявшее подготовку офицерских кадров с высшим военным образованием для Вооружённых Сил СССР (ВС СССР) и Российской Федерации (ВС РФ) до 7 марта 2008 г.
В 1917 г. 8(21) июля – 1(14) сентября состоялся 1-й Всероссийский авиационный съезд, на котором были подняты вопросы подготовки авиационно-технических кадров. Почётным председателем съезда был избран Н. Е. Жуковский. Под его руководством разработан проект организации высших авиационных курсов по подготовке кадров при Московском высшем техническом училище (МВТУ; ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) для военного и морского министерств, а также для гражданской промышленности: инженеров-конструкторов по аэропланам, лёгким двигателям, оборудованию и эксплуатации авиазаводов.
На заседании 2-го Всероссийского авиационного съезда 23 июня 1918 г. принято решение о необходимости учреждения при МВТУ высшего авиационного института и среднего авиационного техникума. Организация этих учреждений поручена Н. Е. Жуковскому в соответствии с разработанным им проектом.
Постановлением Высшего совета народного хозяйства РСФСР по предложению Н. Е. Жуковского 1 декабря 1918 г. в Москве был учреждён Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчётно-испытательного бюро. Первым руководителем института стал Н. Е. Жуковский.
По инициативе Н. Е. Жуковского 5 сентября 1919 г. был создан Московский авиационный техникум (МАТ), первое учебное заведение в России, систематизированно осуществлявшее подготовку лётчиков и специалистов в области самолётостроения. Занятия в МАТ начались 13 октября. Значительную часть преподавателей техникума составляли ученики и соратники Н. Е. Жуковского (Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин и др.). Большинство из них вели педагогическую деятельность в МВТУ и на теоретических курсах авиации. Почти все преподаватели техникума участвовали в научно-исследовательских работах ЦАГИ.
В июле 1920 г. МАТ передан в ведение Главного управления Рабоче-крестьянского Красного военно-воздушного флота [приказ Революционного военного совета Республики (по Красному воздушному флоту) от 29 июля 1920 № 1423], а уже 26 сентября 1920 г. техникум реорганизован в Институт инженеров Красного воздушного флота (ИИ КВФ) имени Н. Е. Жуковского. Это было первое в России самостоятельное высшее авиационное техническое учебное заведение, ректором назначен Н. Е. Жуковский [приказ Революционного военного совета Республики (РВСР) от 23 сентября 1920 № 1946]. Положение ИИ КВФ утверждено РВСР 23 ноября 1920 г. Перед ИИ КВФ была поставлена задача формирования программы развития отечественной авиации и авиационной промышленности, восполнения нехватки инженерных кадров практически для всех звеньев авиационного производства.
В постановлениии Совета народных комиссаров от 3 декабря 1920 г., изданном в ознаменование 50-летия научной деятельности Н. Е. Жуковского (преподавать физику начал с 1870) и его огромных заслуг, профессор был назван «отцом русской авиации»
В июне 1922 г. совместным решением РВСР и Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса) (приказ РВСР от 10 июня 1922 № 1405) ИИ КВФ из Наркомпроса с 15 июня 1922 г. передан в ведение Народного комиссариата по военным делам РСФСР, а в сентябре утверждён новый штат ИИ КВФ (дополнительный приказ РВСР от 9 сентября 1922 № 2125) с присвоением ему наименования Академии воздушного флота (АВФ) имени профессора Н. Е. Жуковского.
Перед АВФ была поставлена задача удовлетворить возросшие потребности страны в грамотных специалистах по эксплуатации военной авиатехники, а также по проектированию самолётов и авиационных двигателей. Учебный курс для авиаинженеров широкого профиля включал в себя 69 дисциплин, срок обучения составлял 4 года.
В начале 1923 г. в академии введены учебные циклы: моторостроения, аэромеханики, самолётостроения, технической эксплуатации, организации производства, воздухоплавания, общественно-исторических наук; созданы кафедры: воздушных винтов, строительного искусства, электромеханики, математики, физики, химии, воздушной тактики.
В июне 1923 г. для пользования АВФ был передан бывший Петровский путевой дворец в Москве, к концу года были построены учебные мастерские и цеха: механический, слесарный, инструментальный, кузнечный, литейный, термический, автогенно-сварочный, медницкий, деревообделочный, столярный, модельный, гальванопластический, сборочно-монтажный, винтовой, обтяжечно-лакировочный. В 1925 г. мастерские приступили к постройке планёров и самолётов небольших размеров (авиеток).
Первый выпуск 33 авиационных инженеров состоялся 2 апреля 1925 г. Это был первый массовый выпуск инженеров в истории высшего авиационного образования в СССР. Инженеры этого выпуска были распределены преимущественно на авиазаводы и в научно-исследовательские институты Военно-воздушных сил РККА (ВВС РККА).
С 17 апреля 1925 г. АВФ переименована в Военно-воздушную академию (ВВА РККА) имени профессора Н. Е. Жуковского. Основу ВВА РККА составляли инженерный и командный факультеты. За первое десятилетие существования в академии сложилась гибкая организационно-штатная структура; профессорско-преподавательский состав пополнился опытными учёными и преподавателями; на основе систематизации науки, техники и тактики воздушного флота получили развитие новые научные направления, научные школы и учебные дисциплины, циклы и кафедры; сформирован штат адъюнктов; подготовлены командиры с высшим военно-авиационным образованием; начали функционировать десять учебных лабораторий.
Военно-научное общество ВВА РККА проводило большую и плодотворную работу по развитию самостоятельного творчества обучающихся. Дипломные проекты у слушателей принимали специальные комиссии, председателями которых были В. П. Ветчинкин (самолётостроение), В. Я. Климов и Б. С. Стечкин (двигателестроение). К 1927 г. были спроектированы 31 тип планёров и 4 авиетки.
В 1926–1929 гг. наращивание частей ВВС, поступление на вооружение новых типов самолётов и моторов потребовало увеличения числа грамотных инженеров по эксплуатации, что вызвало сокращение сроков подготовки специалистов в ВВА РККА. В 1933 г. академия награждена орденом Ленина. В 1934 г. открыт факультет авиационного вооружения, в 1935 г. – оперативный, в 1937 г. – заочный, а в 1938 г. – штурманский.
К 1940 г. основными специальностями, по которых осуществлялась подготовка специалистов для ВВС РККА, стали командиры и инженеры широкого профиля, способные работать в войсках, авиационной промышленности, научно-исследовательских учреждениях. Выпускники академии командного профиля возглавляли части, соединения и объединения авиации РККА, выпускники инженерного профиля работали в инженерно-авиационных службах, в конструкторских бюро, на авиазаводах и в научно-исследовательских учреждениях.
В 1940 г. 29 марта на базе командного, штурманского, оперативного факультетов и курсов усовершенствования начальствующего состава сформирована Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, впоследствии (1968) переименована в Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина (ВВА). За вновь созданной академией была закреплена подготовка военных кадров высшего звена для ВВС на должности: командиров и начальников штабов авиационных частей, соединений, объединений, частей авиационного тыла, связи и радиотехнического обеспечения; старших штурманов авиационных частей и соединений; офицеров штабов авиационных объединений. ВВА РККА имени профессора Н. Е. Жуковского осуществляла подготовку только инженерно-технического состава ВВС.
В начальный период Великой Отечественной войны потребности в подготовленных специалистах как командного, так и инженерно-технического состава авиации выросли многократно. Для восполнения потребностей в специалистах из многих гражданских вузов страны в академию были отправлены студенты старших курсов, что позволило только за первые месяцы войны переподготовить в созданном учебном центре на базе академии свыше 5 тыс. человек. При приближении к Москве германских войск ВВА РККА была передислоцирована в Свердловск (ныне Екатеринбург), а в 1943 г. вернулась в Москву.
В годы войны, кроме подготовки специалистов для ВВС и авиационной промышленности, академия занималась военно-научными исследованиями для повышения надёжности и эффективности боевого применения самолётов, улучшения их лётно-технических характеристик, обоснования рациональных конструкций стрелково-пушечного вооружения и авиационных боеприпасов; исследованиями по увеличению дальности, точности воздушной стрельбы и бомбометания.
Важной формой подготовки специалистов в годы войны стали стажировки преподавателей и слушателей ВВА РККА, которые проводились в авиационных частях действующих фронтов. Всего за годы войны слушатели-стажёры участвовали в обеспечении более 37 тыс. боевых самолёто-вылетов, восстановили в полевых условиях до 1,4 тыс. самолётов, 850 моторов, авиационное вооружение более чем у 100 самолётов. Преподавателями-стажёрами было проведено до 5330 занятий с лётным и техническим составом воюющих частей. В 1945 г. академия награждена орденом Красного Знамени.
В 1945 г. в Московском авиационном институте (МАИ) создана кафедра специальных (реактивных) двигателей, началась подготовка специалистов по воздушно-реактивным и жидкостно-реактивным двигателям, а затем и по другим ракетным специальностям. Выпускники МАИ приходили на службу в авиационные воинские части ВС РФ, а профессорско-преподавательский состав участвовал в обучении слушателей в ВВА РККА.
Новый этап в развитии авиационной науки и появление реактивной техники предъявили более высокие требования к научным, инженерным кадрам и к деятельности ВВА РККА. После войны в академии был обобщён опыт применения ВВС, проанализированы проблемы технического характера, выявленные в ходе эксплуатации лётной техники. Для освоения реактивных самолётов, их сложного оборудования и вооружения надо было в кратчайшие сроки пересмотреть организацию и содержание учебного процесса, разработать новые учебные программы и дисциплины, написать учебные и методические пособия, создать новую лабораторную базу. В 1946 г. 6 августа ВВА РККА имени профессора Н. Е. Жуковского была переименована в Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) имени профессора Н. Е. Жуковского.
В соответствии с решением Министерства обороны СССР в августе 1946 г. на базе кафедр авиационной радиотехники и авиационной радиолокации был организован радиотехнический факультет, который 1 сентября 1947 г. начал учебные занятия на всех пяти курсах; созданы кафедры реактивного управляемого вооружения, пилотажно-навигационных комплексов и управляемых авиационных ракет, лучистой энергии; создан лётно-экспериментальный отдел академии, стенд для испытания турбореактивных двигателей (впервые среди вузов страны). В 1949 г. в ВВИА была сформирована кафедра радиотелеуправления и радионавигации. С 1 февраля 1950 г. директивой Генерального штаба Вооружённых Сил СССР в академии был создан специальный факультет для подготовки специалистов дружественных стран.
Большое значение для развития научной деятельности академии имело введение в штат научно-исследовательских лабораторий. Первые лаборатории в 1952–1953 гг. были переданы некоторым кафедрам инженерного факультета и факультета авиационного вооружения, а затем и всем остальным. В 1950-х гг. в академии стала широко применяться аналоговая вычислительная техника, началось активное освоение электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Переход на реактивную технику потребовал переучивания большого числа инженеров строевых частей и преподавателей училищ ВВС, в академии интенсивно работали курсы усовершенствования инженеров и курсы усовершенствования преподавателей.
В 1959 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято решение об отборе кандидатов в космонавты и их подготовке, а 7 марта 1960 г. в отряд советских космонавтов были официально зачислены 12 первых кандидатов на полёт в космос во главе с Ю. А. Гагариным, в 1961 г. началась их интенсивная подготовка в ВВИА.
В 1970–1990-х гг., с развитием и массовым поступлением на вооружение новой авиационной техники, для ВВИА возросли задачи по подготовке авиационных специалистов, соответствующих уровню этой техники. В 1970 г. академия награждена орденом Октябрьской Революции. Началось активное внедрение в образовательный процесс ЭВМ.
После распада СССР ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского имела в своём составе несколько факультетов инженерной направленности, десятки кафедр и подразделения обеспечения учебного процесса.
В 1992 г. в академии организована подготовка лётчиков-исследователей (из числа офицеров, окончивших лётные училища, и лётчиков строевых частей) со сроком обучения 3 года.
В 1995 г. образован факультет базовой подготовки в целях осуществления единого руководства учебной и воспитательной работой на начальном периоде обучения курсантов в академии.
В 1998 г. при очередной реорганизации военного образования академия переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ), но в 2002 г. ей было возвращено название Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.
В 2008 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 283-р ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского и ВВА имени Ю. А. Гагарина были реорганизованы путём слияния в новую объединённую академию. Согласно распоряжению объединённая академия получила название Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.
Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1951-р к Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина был присоединён ряд военных училищ (в качестве обособленных структурных подразделений) и академия была преобразована в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС ВВА). С ноября 2009 г. место дислокации ВУНЦ ВВС ВВА – посёлок городского типа Монино и Москва. В настоящее время место дислокации ВУНЦ ВВС ВВА – Воронеж.
В числе выпускников ВВИА более 100 Героев Советского Союза и Российской Федерации, лётчики-испытатели, лётчики-космонавты, руководители самого высокого ранга.
Начальники Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского:
профессор Н. Е. Жуковский (1920–1921);
военный инженер А. Н. Вегенер (1922–1923);
комдив Н. В. Соллогуб (1924–1925);
комдив В. С. Лазаревич (1925–1927);
комдив С. Г. Хорьков (1927–1933);
комкор А. И. Тодорский (1934–1936);
генерал-майор авиации З. М. Померанцев (1936–1940);
генерал-лейтенант авиации Н. А. Соколов-Соколёнок (1940–1941; 1942–1947);
инженер-полковник С. П. Хадеев (1941–1942);
генерал-полковник инженерно-технической службы В. И. Волков (1947–1969);
генерал-лейтенант инженерно-технической службы (до 1971), а затем генерал-лейтенант-инженер Н. М. Федяев (1969–1973);
генерал-полковник авиации В. В. Филиппов (1973–1986);
генерал-полковник авиации В. Я. Кремлёв (1986–1992);
генерал-полковник авиации В. В. Ковалёнок (1992–2002);
генерал-лейтенант А. Н. Максимов (2002–2009).
Признанием заслуг академии по подготовке высококвалифицированных кадров для иностранных армий являются награды от 5 стран:
Народной Республики Болгарии – орден «Народная Республика Болгария» 1-й степени (1970);
Германской Демократической Республики – орден «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте (1973);
Социалистической Республики Вьетнам – орден Дружбы (1977);
Польской Народной Республики – Командорский крест со звездой ордена «За заслуги перед Польской Народной Республикой» (1978);
Венгерской Народной Республики – орден Красной Звезды (1985).