Стечкин Борис Сергеевич
Сте́чкин Бори́с Серге́евич [24.7(5.8).1891, село Труфаново, ныне Тульская область – 2.4.1969, Москва], российский учёный в области гидро- и аэромеханики и теплотехники, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1961). Дядя И. Я. Стечкина. Ученик Н. Е. Жуковского. Родился в дворянской семье. Окончил Орловский кадетский корпус (1908), Московское высшее техническое училище (1918; во время обучения совместно с В. П. Ветчинкиным рассчитал для П. Н. Нестерова выполнение т. н. мёртвой петли). Вместе с Н. Е. Жуковским принимал участие в создании ЦАГИ, работал там в 1918–1930 гг. (возглавлял винтомоторный отдел). В начале 1930 г. и с 1935 г. работал в Центральном институте авиационного моторостроения и других организациях. Дважды подвергался репрессиям, в 1930–1933 гг. (освобождён досрочно в 1931 благодаря вмешательству С. А. Чаплыгина) и в 1937–1943 гг. находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро в системе ОГПУ и НКВД. Был одним из организаторов Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского (в 1943–1954 начальник кафедры теории лопаточных машин и реактивных двигателей), одновременно заместитель главного конструктора у А. А. Микулина (до 1955). Преподавал в МВТУ (1918–1927, профессор с 1921), МАИ (1933–1937), Московском автодорожном институте (1954–1969). Заместитель председателя Комиссии по газовым турбинам АН СССР (1949–1951), в 1951–1961 гг. председатель этой комиссии. В 1954–1961 гг. заведующий лабораторией двигателей АН СССР, в 1961–1962 гг. директор Института двигателей АН СССР. С 1962 г. в ОКБ-1 С. П. Королёва занимался разработкой перспективных космических двигателей. В 1929 г. опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя» в журнале «Вестник воздушного флота», где впервые изложил теорию реактивных двигателей, имевшую основополагающее значение для последующего развития реактивной авиации и ракетной техники; вывел ряд универсальных зависимостей для теплового и газодинамического расчёта авиационных двигателей, создал также методику построения характеристик авиационных двигателей; организовал работу по созданию плазменных и ионных электрореактивных двигательных установок для космических полётов.
Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1946).
Награждён двумя орденами Ленина (1947, 1961).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.