Военно-политическое сдерживание
Вое́нно-полити́ческое сде́рживание, совокупность политических, экономических и военных мер, принимаемых государством (коалицией государств) для предотвращения агрессии или её эскалации, а также угрозы жизненно важным интересам на основе косвенного или опосредованного использования военной силы в качестве политического средства убеждения противника отказаться от агрессии под угрозой неприемлемых для него последствий в ответных действиях. В основе этих мер лежит возможность таких ответных действий, при которых государство-агрессор теряет способность либо мотивы к продолжению агрессии (войны). Главным средством военно-политического сдерживания выступает военная мощь и военная организация государства, ядром которой являются вооружённые силы. Меры сдерживания политического характера опираются на военную силу, которая имеет политическую направленность. Единство материально-силовой и политической составляющих является базисом военно-политического сдерживания, содержание которого, с одной стороны, определяется способностью вооружённых сил нанести противнику неприемлемый ущерб в любых условиях, а с другой – обусловлено декларированием твердой и решительной позиции политическим руководством государства в выборе адекватной меры вооружённого возмездия в случае развязывания агрессии.
В зависимости от масштаба угрозы, реализацию которой необходимо сдержать, выделяют высшую форму сдерживания – сдерживание стратегическое. Цель стратегического сдерживания – недопущение силового давления и агрессии против РФ и её союзников в мирное время, а также деэскалация агрессии и прекращение военных действий на приемлемых для РФ условиях в военное время. Основу стратегического сдерживания составляет способность стратегических сил сдерживания в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможной агрессии (неприемлемый или сдерживающий ущерб, т. е. ущерб, обладающий сдерживающим эффектом).
С появлением ядерного оружия как особой формы военно-политического сдерживания возникло понятие ядерного сдерживания. Оно осуществляется посредством создания и демонстрации реального потенциала для нанесения противнику в ответном (ответно-встречном) ядерном ударе неприемлемого ущерба в войне. В документе стратегического планирования в сфере обеспечения обороны Российской Федерации – «Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» – гарантированное сдерживание потенциального противника от агрессии против Российской Федерации и/или её союзников отнесено к числу высших государственных приоритетов и обеспечивается всей совокупностью военной мощи Российской Федерации, включая ядерное оружие (ст. 2). В этом документе отражены официальные взгляды на сущность ядерного сдерживания, определены военные опасности и угрозы, для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, принципы ядерного сдерживания, а также условия перехода Российской Федерации к применению ядерного оружия (ст. 1). Особо подчёркивается, что государственная политика в области ядерного сдерживания носит оборонительный характер и ядерное оружие рассматривается исключительно как средство военно-политического сдерживания (статьи 3, 4), основанное на системе мер, направленных на предотвращение реализации угрозы агрессии, а также её эскалации путем убеждения противника (агрессора) в том, что на его агрессивную акцию будут осуществлены ответные действия с использованием ядерного оружия, приводящие к неприемлемым для противника последствиям.
Принципами ядерного сдерживания являются (ст. 15):
а) соблюдение международных обязательств в области контроля над вооружениями;
б) непрерывность мероприятий по обеспечению ядерного сдерживания;
в) адаптивность ядерного сдерживания к военным угрозам;
г) неопределенность для потенциального противника масштаба, времени и места возможного применения сил и средств ядерного сдерживания;
д) централизация государственного управления деятельностью федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в обеспечении ядерного сдерживания;
е) рациональность структуры и состава сил и средств ядерного сдерживания, а также их поддержание на уровне, минимально достаточном для выполнения поставленных задач;
ж) поддержание постоянной готовности выделенной части сил и средств ядерного сдерживания к боевому применению.
Общее руководство государственной политикой Российской Федерации в области ядерного сдерживания осуществляет Президент Российской Федерации.