«Великолепный век» (сериал)
«Великоле́пный век» («Muhteşem Yüzyıl»), турецкий телесериал в жанре исторической драмы, выходивший в 2011–2014 гг. В основе сюжета лежат события и обстоятельства жизни при дворе султана Османской империи Сулеймана I Кануни (Великолепного) (Х. Эргенч) и его отношения со славянской рабыней Хюррем (М. Узерли, В. Перчин). Самый дорогой сериал в истории турецкого телевидения, бюджет каждого сезона составил 2 млн долл. Включает 139 эпизодов, разделённых на 4 сезона. 1-й и часть 2-го сезона (до 40-й серии) выходили на телеканале Show TV, другая часть 2-го, 3-й и 4-й сезоны – на Star TV. Продюсером сериала «Великолепный век» выступил Т. Савджи, сценаристами – М. Окай и Й. Шахин. Пользовался огромной популярностью среди зрителей стран СНГ и Балканского полуострова, в том числе исторически входивших в состав Османской империи (Хорватии, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии). В 2015 г. Star TV совместно с турецким телеканалом FOX выпустили продолжение – сериал «Великолепный век: империя Кёсем» («Muhteşem Yüzyıl: Kösem», 2015–2017), состоящий из 2 сезонов и 60 эпизодов.
Сюжет и декорации
По словам одного из авторов, сюжет сериала «Великолепный век» вдохновлён реальными событиями, происходившими во времена правления Сулеймана I Кануни (Великолепного) – 10-го султана Османской империи, при котором государство переживало свой расцвет. Сериал затрагивает все ключевые события периода правления Сулеймана и описывает его взаимоотношения с одной из наложниц славянского происхождения – Роксоланой. После принятия ислама она получила имя Хюррем [от перс. خرم – весёлая, приносящая радость) и стала любимой женой султана (Великолепный век (сериал 2011–2014)]. События сериала в значительной мере сосредоточены на жизни султанского гарема, тогда как важные исторические события середины 16 в. составляют лишь фон.
На съёмках сериала «Великолепный век» было задействовано 5 дворцов времён Османской империи и 23 съёмочные площадки, израсходовано 150 тыс. м тканей для нарядов и для декораций, сшито 5 тыс. костюмов, создано 4 тыс. головных уборов, в том числе диадем. В работе над каждой серией была задействована съёмочная группа из 130 человек, в каждом эпизоде участвовали до 300 актёров второго плана, а в массовых сценах снялись в общей сложности около 50 тыс. человек (Яковлева. 2021).
Критика сериала
Несмотря на огромную популярность за пределами Турции, на родине сериал «Великолепный век» вызвал волну критики как со стороны зрителей, так и со стороны консервативных правительственных чиновников. По словам властей, после премьеры сериала на турецких телеканалах в январе 2011 г. Высший совет радио и телевидения Турции получил более 70 тыс. жалоб с обвинениями Show TV в неверном раскрытии «частной жизни исторической личности [Сулеймана]» (Fowler. 2011). О сериале даже высказался премьер-министр страны Р. Т. Эрдоган, назвавший его неуважительной «попыткой исказить нашу историю в негативном ключе» (Magnificent Century. 2016). Заместитель премьер-министра Б. Арынч открыто угрожал телекомпании, заявив, что «те, кто пытается унизить важных людей нашей истории… должны получить возмездие. То, что необходимо, будет сделано»; заместитель председателя парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития С. Кылыч отметил, что «600 лет османской истории не были построены на гареме» (Muhtesem Yuzyil Magnificient Century takes Turkey by storm). Сериал также критиковали за неуважительное отношение к султану, который пьёт на экране запретный в исламе алкоголь. (Продюсеры позже заявили, что в бокале исполнителя главной роли Х. Эргенча были соки, а не вино.) Эрдоган подверг осуждению образ Сулеймана Великолепного, который выставлен в сериале султаном, который озабочен своим гаремом больше, чем великими завоеваниями.
Сериал не лишён исторических неточностей. Его критиковали за несоответствие декораций и интерьеров эпохе. Так, при Сулеймане в Османской империи не было столов и стульев (трапезы проходили на полу), шторы и занавески явно не могли иметь замеченных зрителями викторианских мотивов. Анахроничны и повсеместные бороды сыновей султана (шехзаде), поскольку борода в 16 в. была исключительным атрибутом правителя, недопустимые в исламском мире откровенные декольте у женщин и лёгкие мужские одеяния приглушённых цветов (в моде при османском дворе были более плотные тяжёлые ткани и яркие расцветки, призванные показать богатство владельца) (Bass. 2017). Отсутствовали в османских покоях и красивые балконы с живописной панорамой Босфора, где герои сериала часто проводят время за романтическими беседами или в тяжких раздумьях. В реальности это был вопрос безопасности султана и членов его семьи: дворец тщательно охранялся, а балкон предоставляет лишнюю возможность совершить покушение на правителя (Magnificent Century. 2016 ; 10 грубых ляпов сериала «Великолепный век». 2021).
Самой грубой ошибкой создателей сериала «Великолепный век» стало размещение гарема Сулеймана в Топкапы – главной резиденции османских султанов до середины 19 в., расположенной в центре Стамбула. В 1-м эпизоде, когда молодой шехзаде получает известие о смерти своего отца – Селима I, фаворитки нового султана уже располагаются на 2-м этаже Топкапы. Однако в действительности именно Хюррем в середине 1530-х – начале 1540-х гг. добилась от Сулеймана переноса гарема поближе к султану (до этого султан и гарем находились в разных местах). Из старого дворца жён и фавориток султана переселили в Топкапы, а остальных наложниц отпустили на свободу (10 грубых ляпов сериала «Великолепный век». 2021). Тем не менее показанный в сериале дворец способствовал популяризации Топкапы как экскурсионного объекта.
В ответ на критику первых эпизодов сериала в курировавшей проект продюсерской компания TIMS Productions заявили, что, «когда зрители продолжат смотреть сериал, жалоб станет меньше», и отвергли обвинения в том, что сериал исказил семейную историю османского султана. Напротив, создатели отметили, что «благодаря декору, костюмам, визуальным эффектам "Великолепный век" является одним из самых амбициозных телесериалов в истории турецкого телевидения» (Fowler. 2011).
К созданию сериала были привлечены исторические консультанты, которые подвергали каждый эпизод тщательной проверке. Привлечённый к съёмкам исторический консультант Эрхан Афьонджу отмечал: «Сериал состоит из двух частей: реальности и вымысла. У нас не так много информации о повседневной жизни султанов, о том, как они вели себя со своими жёнами, как складывалась повседневная жизнь в гареме. В этот момент в дело вступает художественная литература. Политические преобразования и военные кампании, которые проводил султан, также были показаны в сериале. Но изображение военных кампаний, судя по рейтингам шоу, снискало значительно меньшую популярность среди телезрителей» (Magnificent Century. 2016).
Влияние
Несмотря на критику со стороны официальных турецких властей, сериал достиг своей цели – популяризации истории Османской империи периода золотого века за пределами современной Турции. «Великолепный век» стал крайне популярным на Балканах (в частности, в Румынии, Боснии и Герцеговине, в Сербии и Северной Македонии), на Кавказе и в арабских странах, исторически не питавших симпатии к Турции (Batuman. 2014). По данным турецких СМИ, сериал просмотрели более 150 млн зрителей по всему миру (Pekesen. 2015). Некоторые объясняют такой успех запросом женской аудитории на образ сильных, «успешных женщин, которые сохраняют самообладание в любой ситуации и выглядят так, будто только что сошли с подиума» (Pekesen. 2015).
Запущенный в 2015 г. сериал «Великолепный век: империя Кёсем» хотя формально и был продолжением проекта, однако, в нём не было прежних героев, а события двух сериалов разделяет почти век. В центре сюжета «Империи Кёсем» находится праправнук Сулеймана I Кануни – Ахмед I (Э. Коч), который взошёл на престол в 13 лет, после смерти своего отца, султана Мехмеда III.