Василий (Преображенский)
Васи́лий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский; в православии известен как Василий Кинешемский) [7 (17).1.1876, Кинешма, Костромская губерния, ныне Ивановская область – 13.8.1945, село Бирилюссы, Красноярский край], епископ Кинешемский, православный миссионер и духовный писатель. Канонизирован в 2000 г. Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителя.
Биография
Родился в семье священника. В 1885–1990 гг. учился в Кинешемском духовном училище. Окончил его по первому разряду. В 1890–1896 гг. учился в Костромской духовной семинарии. По её окончании поступил в Киевскую духовную академию, где обучался за казённый счёт. Окончил её в 1900 г. со степенью кандидата богословия за диссертацию «Славяно-русский Скитский Патерик». В 1900 г. назначен смотрителем Александро-Невского училища в Петербурге, в 1901–1910 гг. преподавал в Воронежской духовной семинарии, Воронежском женском епархиальном училище и в мужской воскресной школе Воронежа.
В 1910–1911 гг. изучал европейскую культуру в Лондоне. 20 января 1912 г. защитил в Киевской духовной академии магистерскую диссертацию «Славяно-русский Скитский Патерик. Опыт историко-библиографического исследования». В 1911–1914 гг. преподавал иностранные языки и историю в Миргородской мужской гимназии, с 1914 г. – латинский язык в Петровской гимназии в Москве. В эти годы окончил Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, планируя посвятить себя педагогической деятельности. На перемену его решения повлиял эпизод, когда он едва не утонул во время прогулки на лодке. Во время этого события он принёс обет посвятить себя служению Церкви в том случае, если он останется в живых. В результате этого инцидента ему одному удалось спастись (что он воспринял как чудо) , тогда как плывшие с ним друзья погибли.
Осенью 1917 г. В. С. Преображенский поступил псаломщиком в храм, в котором служил его отец. Практически сразу начал активную миссионерскую деятельность, связанную с созданием в Кинешме и её окрестностях православных кружков с целью изучать Библию. 16 июля 1920 г. в Костроме архиепископом Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) Преображенский был рукоположен в сан иерея целибатом, вскоре принял монашеский постриг с именем Василий в честь святителя Василия Великого.
19 сентября 1921 г. Успенском соборе г. Кинешма состоялась его хиротония во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Став архиереем, усилил свою миссионерскую деятельность, отказался от собственности, вёл аскетический образ жизни, который скрывал от окружающих. Организовал кружки по изучению Священного Писания в Кинешме, Вичуге, Юрьевце и других городах и сёлах. Занимался социальной работой и благотворительностью, в частности, когда начался голод в Нижнем Поволжье и оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома, он в проповедях призывал прихожан взять этих детей к себе и сам, подавая пример, снял дом, в котором поселил пять девочек и приставил к ним воспитательницу – одну из своих прихожанок.
Выступил противником обновленческого движения. 4 марта 1923 г. был назначен епископом Иваново-Вознесенским в связи с переходом в обновленчество архиепископа Иваново-Вознесенского Иерофея (Померанцева). Это вызвало резкое недовольство органов государственной безопасности. В заключении уполномоченного по секретным делам секретно-оперативной части Иваново-Вознесенского Губернского объединённого государственного политического управления от 22 марта 1923 г. о епископе Василии (Преображенском) говорилось: «…в связи с обновленческим движением… открыто заявил, что никогда не примкнёт ни к какому обновленческому движению, а будет строго соблюдать данную им ранее клятву… …Учитывая местные обстоятельства, где обновленческое движение протекает весьма слабо – реакционный епископ Василий ˂…˃ является весьма вредным человеком в смысле развития обновленческого движения церковной жизни, являясь ярым сторонником патриарха Тихона. ˂…˃ Поэтому, дабы парализовать его усиленное стремление к поднятию религиозных чувств среди масс (среди которых он пользуется большим влиянием), предлагал бы епископа Василия выслать из пределов Иваново-Вознесенской губернии в одну из отдалённых местностей РСФСР». (Архив УФСБ РФ по Ивановской области. Фонд архивных уголовных дел, снятых с оперативного учёта. Д. 9138-п). 10 мая 1923 г. епископ Василий был арестован и сослан в Зырянский край на 2 года. Отбывал срок в посёлке Усть-Кулом на реке Вычегда в Коми АССР. В мае 1925 г. епископ Василий вернулся в Кинешму. В начале 1926 г. власти предписали ему покинуть город. Вместе со своим келейником, А. П. Чумаковым, епископ уехал на его родину – в деревню Иоаннополь Галичского уезда Костромской губернии, где прожил около полугода. Затем поехал в Саров, был в Дивееве, оттуда переехал в Нижний Новгород.
В 1927 г. назначен епископом Иваново-Вознесенским, но назначением воспользоваться не сумел, т. к. сразу был выслан местными властями в Кинешму. Через несколько месяцев от него потребовали покинуть и этот город, в июне 1927 г. уехал в Кострому, где прожил около года. В августе 1928 г. вернулся в Кинешму, через месяц был арестован, заключён в тюрьму Иваново-Вознесенска, где пробыл около полугода. 19 ноября 1928 г. Коллегия Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) постановила сослать епископа Василия на Урал сроком на 3 года
По окончании срока ссылки в сентябре 1932 г. переехал в Орёл. В марте 1933 г. ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие из которых знали епископа Василия. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и отправлен в Кинешемскую тюрьму. Обвинён в создании «сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя» и в июле 1933 г. приговорён к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ). Отбывал срок в Волжском ИТЛ вблизи г. Рыбинск. Постале освобождения в январе 1938 г. некоторое время жил в Рыбинске, затем поселился в селе Котово Угличского района Ярославской области, где служил в местном храме.
5 ноября 1943 г. епископ Василий вновь был арестован, заключён во внутреннюю тюрьму Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) в Ярославле, в январе 1944 г. переведен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля – в Бутырскую тюрьму. В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорён к 5 годам ссылки. Скончался вскоре после приезда на место ссылки – в селе Бирилюссы на реке Чулым Красноярского края.
Наследие
В 1915–1917 гг. В. С. Преображенский выпустил ряд работ, посвященных скаутскому движению в Великобритании, в том числе «Бой-скауты : практическое воспитание в Англии по системе Р. Баден-Пауелла» (Москва, 1915) и «Бой-скауты» (Москва, 1917).
В 1926–1927 гг. на основе бесед, которые епископ Василий вёл в основанных им религиозных кружках, им были написаны «Беседы на Евангелие от Марка». Используя приём кажущейся простоты беседы, епископ Василий в своих комментариях, выходя далеко за пределы очерченных евангелистом событий, наглядно показывал человеку возможность осуществить в своей жизни евангельский идеал, построить свою жизнь по евангельским заповедям. В «Беседах...» содержатся сведения из всемирной истории и истории Церкви, политэкономии и богословия. Автор считал, что традиционные ценности и быт, культура и литература помогают формировать мировоззрение человека. Он призывал к изменению человека через осознание, что жить без Бога невозможно, что всё мироустройство и сам человек являются творением Отца Небесного и должны служить Его замыслам. Книга «Беседы на Евангелие от Марка» неоднократно переиздавалась в Москве (в 1996, 2003, 2004, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 и 2014).
Память
18 октября 1985 г. останки святителя Василия были перевезены в Москву, в июле 1993 г. их перенесли в Свято-Введенский женский монастырь г. Иваново. В августе 1993 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было благословлено местное почитание епископа Василия как святого. 13 августа во Введенском монастыре был отслужен первый молебен святителю Василию Кинешемскому. Архиерейский собор 2000 г. установил общецерковное почитание Василия (Кинешемского) в лике святителей. День памяти 31 июля (13 августа). Также день его памяти совершается в соборе Ивановских святых, в соборе Костромских святых, в соборе новомучеников и исповедников Российских, в соборе Ростово-Ярославских святых.
С 2013 г. память священноисповедника Василия 31 июля (13 августа) и 5(18) октября отсутствует в календаре Русской православной церкви Издательства Московской патриархии. Его имени не оказалось в составе собора святых Ивановской митрополии, утверждённого 7 мая 2015 г. патриархом Кириллом, и в официальном списке собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, официального разъяснения о причинах исключения его имени не последовало. По данным некоторых церковных священнослужителей, это связано с открытием документов, согласно которым на допросах им было названо имя человека, который мог быть привлечён к ответственности за «антисоветскую деятельность». В интервью «Известиям» священник Максим Плякин рассказал о том, что в одном из дел святителя Василия Кинешемского содержатся показания против третьих лиц, в частности Ираиды Тиховой, позднее также прославленной во святых (Сопова А. Из календаря РПЦ исчезли некоторые святые // Известия. Дата публикации: 14 декабря 2012).
В 2013–2014 гг. в интернет-пространстве была развернута полемика, начавшаяся со статьи А. Кураева (признан иностранным агентом) «Деканонизация: горькая правда», в ходе которой некоторые утверждали о «деканонизации» святителя Василия, при этом не давался ответ на основной вопрос: кто её принял? Как было отмечено доктором церковной истории, специалистом по церковному праву протоиереем Владиславом Цыпиным, «в канонах нет даже слова "деканонизация"». Высказываясь по данному вопросу, архимандрит (ныне митрополит) Тихон (Шевкунов) заявил, что не видит оснований верить следственным делам, которые вели НКВД, ЧК и ОГПУ, потому что эти структуры могли оклеветать святых. Кроме того, по его мнению, комиссия приняла решение не о «деканонизации», а о совершении «действий по дополнительному исследованию» (архимандрит Тихон Шевкунов, интервью журналу «Нескучный сад», 29 марта 2013).
11 июня 2012 г. мощи святителя Василия были по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла забраны из монастыря секретарём Синодальной комиссии Московского патриархата по канонизации святых игуменом Дамаскиным (Орловским), ныне нахождение мощей неизвестно. В то же время части мощей находятся в разных храмах, в том числе в Троицко-Успенском кафедральном соборе Кинешмы.
С 2004 г. в Иваново-Вознесенкой и Кинешемской епархии была по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II учреждена медаль святителя Василия Кинешемского, как одного из наиболее известных святых в Ивановской области, для награждения управляющим епархией разных лиц за церковные заслуги; в дальнейшем учреждены три её степени.
4 апреля 2014 г. в Кинешме открыт Музей святителя Василия Кинешемского.