Вандамен
Ванда́мен (wandamen; вамеса, виндеси, бинтуни, вондама), австронезийская этническая общность в Индонезии, на о. Новая Гвинея [на западном берегу залива Чендравасих (Гелвинк), на побережье Берау и в прилегающих горных областях, с одной стороны, и островах (Румберпон, Росвар, Роон, Юп), с другой]. По преданию, первоначально были расселены только в горах внутри материка. Численность 7 тыс. человек (2021, оценка). Вандамен – потомки пришлых австронезийских и туземных папуасских этнических групп. Как и соседние биак и варопен, вандамен испытали сильный поток генов по мужской линии (Y-DNA гаплогруппы М и К) из папуасских популяций. Говорят на языке вандамен южнохальмахерско-восточноавстронезийской группы австронезийской семьи (с диалектами виндеси, собственно вандамен, дасанер, васиор, амбуми, мантион и бинтуни). Ближайшие языковые родственники – амбай и вой. Письменность на основе латинской графики. Язык вандамен вытесняется в бытовом общении малайским языком. Вандамен в основном протестанты-реформаты, обращение в христианство началось с появления голландского миссионера Я. ван Балена в 1889 г. Первая Библия на языке вандамен опубликована в 1915 г. По культуре близки к биак и варопен.
Основные занятия – добыча саго и моллюсков, рыболовство и в постконтактное время охота на оленей (гривастые замбары, Rusa timorensis), птиц и диких свиней, oгородничество [разведение плодоносного дерева гаплобус (Haplobus sp.)]. Строгое разделение труда по полу (саго и моллюски – женщинам, рыболовство и охота – мужчинам). Основная пища – саговая каша (папеда), каша из плодов гаплобуса с добавлением саго (бериам тереу), свежая, сушёная, копчёная рыба, кислые рыбные соусы. Дети собирают и жарят побеги бамбука и улиток. Рис, тофу, сахар, кофе и другие «колониальные» товары доступны только в региональном центре Васиор. Передвижение вдоль побережья и между островами осуществляется на моторных лодках с аутригерами. Вместе с биак и варопен являются третьей экономической силой в регионе в результате монополизации поставок саго и мангрового леса более мелким этническим общностям внутренних областей (иногда в обмен на земледельческие продукты). Благодаря давним контактам с малайскими, китайскими и европейскими торговцами, вандамен (вместе с варопен и биак) контролируют поставки «цивилизованных» товаров (стальные топоры, фарфор, соль, одежда, валюта) на местные рынки заливов Чендравасих (Птичьей Головы).
Материальная культура варопен сходна с материальной культурой береговых папуасов на севере Новой Гвинеи. Поселения расположены посреди прибрежных мангровых лесов и вытянуты вдоль берега. Дома каркасные, на высоких сваях, стоят в прибойной полосе. Стены и крыша покрыты дранкой из черенков листьев саговой пальмы. Традиционная одежда – набедренная повязка из лубяной ткани. В 21 в. большее распространение имеет европейская одежда.
В основе социальной организации патрилинейные кланы и линиджи. Благодаря приоритетной роли в региональном торговом обмене, вандамен активно вовлечены с брачные и адопционные связи с общинами внутренних районов Новой Гвинеи, среди которых нередко можно встретить вандаменские групповые имена собственные (Марани, Имбури, Самбери). Брак патрилокальный, с выкупом (рар). Система терминов родства бифуркативного типа во всех поколениях. Кросскузены и супруги не отождествляются. Поколения дедов и внуков связаны взаимной терминологией. Генерационный скос отсутствует. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу.
Важными обрядами жизненного цикла являются первое подстригание волос ребёнка, первый выезд молодого человека за пределы родной земли (ва айрара), связанный с амбивалентностью «чужого» пространства в картине мира вандамен, и свадьба. По возвращении молодого человека из дальнего путешествия его встречают на специальном каноэ, построенном родственниками. Особым ритуалом (сетоно паруваси) сопровождается возврат соплеменника на родную землю после продолжительного пребывания на чужбине. Он ступает ногами на расписную тарелку и вытирает ступни ног песком.