Биак
Биа́к (биакцы; самоназвание – biak; биак-нумфор, нумфор, нуфор, мафор, индонез. – оранг-биак), австронезийская этническая общность в Восточной Индонезии [округ Биак-Нумфор провинция Папуа: северо-западное побережье о-ва Новая Гвинея, о-ва Биак, Супиори, Нумфор, Падайдо и др. в заливе Чендравасих (Гелвинк) и о-ва Раджа-Ампата вдоль северного берега п-ова Птичья Голова]. Генетически смешанные; выделяются восточноазиатские (австронезийские) и папуасские компоненты.
Биак – потомки древних волн земледельческих миграций: с одной стороны, австронезийских популяций из Юго-Восточной Азии в Меланезию, а с другой – обратных миграционных волн, начиная с экспансии носителей языков трансновогвинейской семьи в островную Меланезию и восточную Индонезию и заканчивая сохранившимися в преданиях биак мореходными экспедициями на запад до Тимора в Средние века. В начале 15 в. биак появились при дворе султана Тидора на Молукках, который стал нанимать биак в качестве гребцов и раздал несколько административных титулов («раджа» – принц, «корано» – старейшина и др.) вождям биак. В 1527 г. биак были «открыты» голландцами.
Численность 70 тыс. человек (2007, оценка). Более 50% биак сосредоточены в городах. Язык – биакский западноновогвинейской ветви австронезийских языков с наречиями биак и нумфор, включающими много диалектов. Письменность на основе латинской графики. До конца 19 в. биакский язык доминировал над языками соседей, что привело к большому числу заимствований из него в языки населения п-ова Птичья Голова. Ещё в начале 20 в. общебиакское этническое самосознание было слабее островного самосознания. С конца 19 в. под влиянием христианства и установления голландского колониального режима увеличилась роль регионального варианта малайского языка (в меньшей мере стандартного индонезийского). В настоящее время взаимопроникновение биакского языка и малайского приводит к феномену переключения кодов в дискурсе. Степень свободного владения биакским языком в городах низкая. Проводятся меры по сохранению языка (радиопередачи, церковные службы и прочее на биакском языке). Популярны песни на биакском языке. Свыше 90% биак – христиане (в основном реформаты, а также католики). Биакское землячество имеется в Нидерландах.
Традиционные занятия – рыболовство, морские промыслы, мореходство, судостроение, торговля. Контролировали торговые связи на северо-западе Новой Гвинеи, были известны как пираты. Традиционные ремёсла – кузнечное, ювелирное. Современные биак заняты в промышленности и сфере обслуживания, на нефтепромыслах; формируется интеллигенция. Доминируют в общественно-политической жизни бывшей провинции Ириан-Джая (с 2003 – провинции Западное Папуа и Западная Новая Гвинея). Традиционные поселения линейной планировки, дома на высоких сваях стоят в полосе прилива, сообщение между ними – на лодках. Одежда – из тапы. Основная пища – рыба, саго (выменивается у соседей на рыбу, оружие и др.).
В основе социальной организации – патрилинейные кланы («керет» или «ер», на нумфор, что также значит центральное место в лодке) и «дома» («рум» на нумфор), вмещавшие патрилинейных родственников до третьего поколения, их жён и потомков. Во главе кланов стояли старейшины, ведшие своё происхождение от мифических и реальных (в субкланах, или керет касун) предков. Поселения (мену) управлялись советом из клановых старейшин (канкейн каркара). В отличие от австронезийцев Юго-Восточной Азии, брак патрилокальный (местами с временной матрилокальностью до рождения первого ребёнка), генетическое разнообразие среди мужчин пониженное, что выдаёт трансновогвинейское наследие. Присутствуют элементы обобщённого брачного обмена (например, осознанная иерархия между «дарителями» и «получателями» жён, представления о символическом возврате женщин в родной дом после нескольких поколений и вера в запрещённый брак между сиблингами как идеальный брак в мифическом прошлом), но кросскузенные браки (в том числе брак с дочерью брата матери, типичный для островной Юго-Восточной Азии) запрещены по крайней мере до четвероюродной степени. Распространён брачный выкуп (арарем) и ответное приданое (бар бекабер) в размере четверти выкупа. Отношения между сиблингами и кузенами проникнуты теплотой и взаимопомощью, а отношения между супругами холодные до враждебности. Высоким статусом обладает сестра, вышедшая замуж в далёкой местности (бингон) или сестра, вышедшая замуж за врага и установившая мир (биб бабиак). Между вышедшей замуж сестрой и братом устанавливаются тесные обменные отношения: сестра обеспечивает мир между «домами», дает приют братьям (даже если она переехала в Нидерланды) и кормит их, а братья поддерживают её материально, дарят высокостатусные подарки и способствуют росту благосостояния её детей через авункулатные отношения с племянниками. Система терминов родства бифуркативного типа во всех поколениях. Поколения дедов и внуков связаны взаимной терминологией. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Распространена адопция.
Следы древних потлачевидных институтов видны в ежегодном танцевальном празднике вор, на котором устраивается пир, и количество еды специально превосходит человеческий аппетит и может привести к семейному банкротству. В дохристианскую эпоху почитались духи предков, имелись представления о верховном небесном божестве Мансерен нанги, которому в тяжёлые времена приносил жертвы шаман (мон), была развита дуалистическая космогония (север и юг были благосклонны человеку, а восток и запад враждебны). Развита мифология, сохраняется героический эпос о плаваниях предков биак «Факок и Пасреф». Культурно значимую роль играют чужаки и иностранцы (включая иностранные товары и колониальные должности), которые считаются источниками силы и благосостояния. С середины 19 в. наблюдаются периодические вспышки милленаристского культа Манармакера, направленного на возврат к утопическому прошлому (Корери), предшествовавшему появлению в регионе иноземной власти (сначала мусульманской, а затем голландской христианской), и возвращение самого Манармакера.