Валькарсель Эдгар
Валька́рсель Эдга́р, Эдгар Валькарсель Арсе (Edgar Valcárсel Arze) (4.12.1932, Пуно – 10.3.2010, Лима), перуанский композитор и пианист.
Племянник перуанского композитора Т. Валькарселя. Учился в Национальной консерватории в Лиме по классу композиции Андреса Саса Орчасаля (1900–1967) и по классу фортепиано Инес Паути. В 1961–1962 гг. прошёл курс композиции под руководством Доналда Либберта (1923–1981) в Хантер-колледже в Нью-Йорке. В 1963–1964 гг. совершенствовался у А. Хинастеры в Латиноамериканском центре высших музыкальных исследований при Институте имени Торквато ди Теллы в Буэнос-Айресе. В 1966–1968 гг. работал в Центре электронной музыки Колумбийского и Принстонского университетов (Columbia-Princeton Electronic Music Center, ныне Центр компьютерной музыки, Computer Music Center) в Нью-Йорке под руководством В. А. Усачевского (1911–1990) и Альсидеса Лансы (род. 1929). Брал уроки у О. Мессиана, Л. Даллапикколы, Б. Мадерны.
В 1967 г. вместе с другими перуанскими композиторами (в их числе Ф. Пульгар Видаль) Э. Валькарсель основал в Лиме группу «Новая музыка», целью которой было распространение сочинений молодых перуанских авторов.
На протяжении всей жизни занимался преподаванием. В 1958–1984 гг. вёл класс фортепиано и теоретические дисциплины в Национальной консерватории в Лиме, дважды был её директором (в 1990–1991 почётный директор). В 1976–1977 гг. в качестве приглашённого профессора работал в Университете Макгилла. В последние годы жизни возглавлял музыкальное отделение в Ньютон-колледже в Ла-Молине (Перу).
Э. Валькарсель – представитель музыкального индихенизма, сочетавшегося в его творчестве с современными композиторскими техниками. Он применял додекафонию, алеаторику, работал в области электронной музыки, смешивал традиционные инструменты оркестра с модифицированными и электронными, вводил народные инструменты («Сплавы» для чаранго с оркестром, 1966). Национальный элемент проявился как в названиях сочинений на индейских языках, так и в ритмоинтонационном строе и тембровом колорите музыки Валькарселя.
Среди сочинений: «Кантата необъятной ночи» для баритона, хора и оркестра на слова П. Неруды (1964), «Спектры I» для флейты, альта и фортепиано (1964) и «Спектры II» для валторны, виолончели и фортепиано (1966), «Хоровая песнь Тупаку Амару I» для сопрано, баритона, хора и оркестра (1965) и «Хоровая песнь Тупаку Амару II» для хора, ударных и магнитофонной ленты (1968), электронная пьеса «Инвенция» (1966), «Hiwaña Uru» для 11 инструментов (на языке аймара – «День смерти», 1967), «Звуковая сампонья» для флейты и магнитофонной ленты («Zampoña sónica», 1968; сампонья – традиционная перуанская флейта Пана), 6 пьес под названием «Checán» (на языке мочика – «Любовь»), написанных в 1969–1974 гг. для разных составов, «M'akarabotasaq Hachaña» для сопрано и оркестра (на языке аймара – «Отклик на каработас», 1973; каработас – традиционный перуанский танец), Симфония (1974), «Посвящение Стравинскому» для двух фортепиано, ударных, флейты и валторны (1982).