У Гуаньчжун
У Гуаньчжу́н (吳冠中, пиньинь Wú Guānzhōng) (29.8.1919, Исин, провинция Цзянсу – 25.6.2010, Пекин), китайский живописец, теоретик искусства.
Учился в Академии художеств в Ханчжоу (1936–1942) под началом Линь Фэнмяня и Пань Тяньшоу. С 1942 г. преподавал рисунок в Национальном университете Чунцина. Государственная стипендия позволила ему продолжить обучение в мастерской Ж. Суверби в Школе изящных искусств в Париже (1947–1950). Испытал влияние М. Утрилло, В. Ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна, А. Матисса, Ж. Брака, П. Пикассо. После возвращения в Китай работал в художественных учебных заведениях Пекина: в Центральной академии художеств, Университете Цинхуа, Пекинском педагогическом художественном училище, Центральной академии искусств и ремёсел.
Один из ключевых методов У Гуаньчжуна – гармоничное сочетание китайских и западных материалов и приёмов, «национализация масляной живописи и модернизация китайской живописи» (цит. по: Revolutionary Ink: The Paintings of Wu Guanzhong // Asia Society). Рисунки 1950-х – 1960-х гг. выполнены акварелью, ставшей для художника промежуточным звеном между невесомой тушью и маслом. В ранних работах изображал городские и деревенские сценки («Овощной рынок в Лхасе», бумага, акварель, 24,3 × 26,5 см, 1960, Национальный художественный музей Китая, Пекин). В 1960-х гг. путешествовал по Китаю, в том числе посетил Тибет («Тибетская стена Будды», дерево, масло, 45,2 × 60,7 см, 1961, Национальная галерея Сингапура).
Творчество художника неоднократно критиковалось Коммунистической партией Китая за «буржуазный формализм». С началом «культурной революции» 1966–1976 гг. ему было запрещено преподавать живопись и заниматься ею; У Гуаньчжун уничтожил многие свои ранние работы. В 1970 г. сослан в деревню близ Шицзячжуана в провинции Хэбэй. Несмотря на тяжёлый принудительный труд, он сумел продолжить занятия живописью и обратился к пейзажному жанру (1972). Работая преимущественно в западной технике масляной живописи, он следовал китайской композиционной системе «трёх далей» (саньюань) и использовал устоявшийся визуальный ряд традиционного китайского жанра «горы-воды» (шаньшуй). В лиричных по настроению картинах этого периода выписаны детали («Молодой бамбук на реке Лицзян», холст, масло, 60 × 68 см, 1979, частное собрание). В 1973 г. по инициативе Чжоу Эньлая возвращён из ссылки и привлечён к украшению росписями отелей и ресторанов. В 1978 г., с началом «политики реформ и открытости», реабилитирован, получил возможность выставлять свои работы не только в КНР, но и за рубежом.
Период конца 1970–1980-х гг. ознаменован новаторскими экспериментами У Гуаньчжуна по соединению западной и китайской художественных традиций. Опираясь на концепцию формализма, художник разработал теорию «красоты формы» и опубликовал в журнале «Мэйшу» (美术) статьи «Формальная красота живописи» (绘画的形式美, 1979) и «Содержание определяет форму?» (内容决定形式?, 1981). Согласно его идее, красота живописного произведения формируется отвлечёнными образами, тем не менее абстракция должна сохранять связь с природой. Работы 1980-х гг. отличались динамичностью и усложнённой ритмикой. Художник сочетал брызги красок и плавные волнообразные линии («Сад каменных львов», бумага, чёрная и цветная тушь, 70 × 94 см, около 1980–1989, частное собрание), что открывало новые способы трактовки природных форм.
Одновременно У Гуаньчжун создавал минималистичные картины с чёрно-белыми архитектурными ландшафтами своей родины – области Цзяннань. Они воплощали китайский эстетический идеал «поднявшегося из воды лотоса» (фу жун чу шуй), описанный философом Цзун Байхуа, т. е. тяготели к естественности и бесцветности (т. н. трилогия У Гуаньчжуна: «Две ласточки», бумага, чёрная и цветная тушь, 68,5 × 137,4 см, 1981; «Бывший дом Цю Цзинь», бумага, чёрная и цветная тушь, 66 × 137,4 см, 1988; «Воспоминания о Цзяннане», бумага, чёрная тушь, 68,5 × 137,8 см, 1996; все – Гонконгский музей искусства).
В 1990–2000-х гг. художник продолжал работать на грани природных и абстрактных мотивов. Текучие образы отсылали к китайской философии, передавая изменчивость естественных форм (даосский принцип «творящего начала» цзао хуа), а также раскрывали сущность мира через его частные проявления согласно неоконфуцианскому принципу ли («Весенний ветер вновь озеленил берег Цзяннани», бумага, чёрная и цветная тушь, 48 × 59 см, 2007, Национальный художественный музей Китая).
Картины У Гуаньчжуна напоминают работы Дж. Поллока («Вольное скитание», тушь, 145 × 368 см, 1998, Национальный художественный музей Китая) и перекликаются с идеями художников-абстракционистов новой парижской школы (см. в статье Парижская школа) о подвижности мира и летучести форм.
Кроме изображений китайской природы и архитектуры, среди работ У Гуаньчжуна встречаются пейзажи с европейскими мотивами («Лувр», холст, масло, 44,8 × 52,2 см, 1989, Музей искусств Сингапура), женские портреты («Розовый вихрь», холст, масло, 61 × 61 см, 2008) и работы в анималистическом жанре («Полёт», бумага, чёрная и цветная тушь, 41 × 70 см, 2006; оба – Национальный художественный музей Китая).
Периодизация творчества художника принадлежит китайскому искусствоведу Чжай Мо. Он выделяет «серебряно-серый» (иньхуэй) (1970-е гг.), «чистый белый» (субай) (1980-е гг.) и «блестящий чёрный» (яньхэй) (1990-е гг.) периоды. Творчество пейзажиста после 2000 г. Чжай Мо назвал «совершенным пониманием» (утун) (Чжай Мо. 2008). Такое разделение на этапы по колористическому принципу перекликается с идеями У Гуаньчжуна, высказанными им в эссе «Три перерождения на пути к чистой земле: чёрный, белый, серый» (三方净土转论来:黑,白,灰, «Sānfāng jìngtǔ zhuǎn lùn lái: hēi, bái, huī», 1994; цит. по: У Гуаньчжун. 2004).
Орден Искусств и литературы (1991), медаль Академии изящных искусств Института Франции (2002).