Турция. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Ту́рции. Включает: народную музыку; традиционную классическую профессиональную музыку, основанную на макамах; религиозную музыку (официальную, звучащую в мечетях, и суфийскую); традиционную военную – мехтэр (янычарская); традиционную борцовскую – пехлеван (исполняется на барабане и зурне); оперу, жанры симфонической музыки, оперетту и мюзикл; поп- и рок-музыку; киномузыку.
Музыкальный фольклор – вокальный, инструментальный, песенно-танцевальный; народная музыка традиционно одноголосная. Различаются региональные и локальные музыкальные диалекты (агыз) и исполнительские манеры (тавыр).
Мелодическим, ритмическим, ладовым разнообразием обладают песни тюркю. Имеются две стилевые мелодические группы: узун хава (буквально – «длинная мелодия») – метрически свободные мелодии широкого диапазона; кырык хава («короткая мелодия»; от кырык, буквально – «сломанный») – ритмичные мелодии небольшого диапазона. Первые характерны для любовных песен бозлак, траурных причитаний – агытов и других жанров, вторые – для песен мани (маани, махны; от названия лежащего в их основе жанра тюркской народной поэзии). В восточной и юго-восточной Анатолии и среди тюрков Ирака (города Киркук, Эрбиль) местная разновидность песенных мани называется хойрат. Тематически они различны, преобладает любовная тематика. Тексты песен мани основаны на четверостишиях, в которых первая, вторая и четвертая строки обычно рифмуются, а третья строка свободна (по схеме aaba). Главная мысль выражается в двух последних строках. Часто используются омонимы (особенно в хойратах) – приём джинас, когда одинаковые по написанию и звучанию слова имеют разные значения. Поэтической основой народных песен становятся также стихи в традиционных формах семаи, дестан, кошма.
Ритмичные мелодии характерны также для танцев, инструментальных наигрышей. Из разнообразных музыкальных ритмов особенно популярен аксак (буквально – «хромой»), основанный на комбинациях двух- и трёхдольных ячеек. Популярные народные танцы: «Зейбек» (преимущественно мужской, медленный, парный или групповой, иногда с кинжалами или короткими мечами), «Халай», «Хорон», «Бенги» (разновидности хоровода), «Бар» (групповой мужской или женский), «Хора» (групповой мужской или женский, очень быстрый), «Каршилама» («танцы взаимного приветствия»: мужчины и женщины танцуют в два ряда), «Кашык» (буквально – «ложка», танцуют в два ряда либо в кругу, часть участников может сидеть; участники отбивают ритм деревянными ложками). Танцы сопровождаются игрой инструментального ансамбля, некоторые («Бар» в женском варианте, «Кашык», «Бенги») – также песнями (тюркю).
Основные классические музыкальные инструменты: уд, танбур, кеманча, канун, сантур, най и др. Народные музыкальные инструменты: струнный щипковый баглама; смычковые – кеманча, кабак кемане, ыклык (ыклыг, иклик), ребаб; духовые – кавал, зурна, волынка тулум; мембранофоны – давул, нагара (в отличие от давула, при игре на котором используют колотушки, на нагаре играют руками; нагара внешне отличается от давула более длинным и узким корпусом), думбелек, теф (деф), дарбука; и др.
Канонизированные мелодические формулы макама лежат в основе фасыла (многочастная светская вокально-инструментальная композиция), главного вида турецкой классической музыки. Составные инструментальные части фасыла – ритмичный пешрев и таксим (аналогичный вокальный раздел называется газаль) со свободным метроритмом – часто исполняются как самостоятельные пьесы. Импровизационный таксим выступает в качестве вступления к пешреву. Известные мастера исполнения инструментальных таксимов – танбурист Джемиль Бей (1872 или 1873 – 1916), наист Ниязи Сайын (род. 1927). Песни-шаркы, созданные профессиональными композиторами традиционного направления, классиками турецкой музыки, также основаны на макамах.
Средневековая турецкая макамная теория и практика тесно связаны с аналогичными явлениями в персидской, арабской и азербайджанской традициях. Однако в современную эпоху, в силу преобладания хорового унисонного исполнения вокальных частей и значительного сокращения метроритмически свободных частей (таксим и газаль), близость фасыла персидским и азербайджанским мугамам и дастгяхам уменьшилась.
Центром по изучению профессионального музыкального искусства и музыкальной науки Османской империи был Эндерун – дворцовый центр по подготовке обслуживающего персонала, руководящих придворных и военных кадров (Топкапы, Стамбул). Здесь создавались сочинения как в светских, так и в духовных жанрах. Правители того периода покровительствовали талантливым музыкантам, некоторые из них и сами были авторами музыкальных произведений. Особенно известен в этом отношении султан Селим III (1761–1808), три его сочинения исполняются поныне.
С 15 в. в Турции получил широкое распространение и интенсивно развивался суфизм, в особенности ордена мевлеви. К этому ордену принадлежал ряд авторов музыкальных композиций и ханенде; некоторые из них имели высокое звание «Деде». Большой вклад в развитие культуры Турции в 17 в. внесли Хафиз Пост (1630–1694), Бухуризаде Мустафа Ытри (1640–1712; служил учителем музыки во дворце Мехмета IV и Селим-Гирея I; одно из известных произведений – «Нева Кар»). Хаммамизаде Исмаил Деде Эфенди (1778–1846) написал несколько сотен песен и инструментальных сочинений для церемоний «сама» ордена мевлеви, часто выступал при дворе султана Селима III. Деллалзаде Исмаил Эфенди (1797–1869), продолжая традиции своего учителя Деде Эфенди, внёс много новшеств в макамное искусство; он служил в Эндеруне, был учителем пения в «Музыкаи Хумаюн» (учебная музыкальная организация с военным оркестром европейского образца, созданным в 1826 при дворе Махмуда II в качестве замены оркестру мехтэр по инициативе самого правителя). Учеником Деде Эфенди и Деллалзаде Исмаила Эфенди был Зекаи Деде Эфенди (1825–1897), автор многих религиозных и светских произведений. Их нотировали и опубликовали сын последнего, композитор Ахмет Ирсой (1869–1943), и музыковед, композитор, врач Мехмет Супхи Эзги (1869–1962), которые тем самым спасли их от забвения. Учениками Зекаи Деде Эфенди были многие известные деятели турецкой музыкальной культуры: Рауф Йекта Бей – крупнейший учёный-музыковед и композитор конца 19 – начала 20 вв., Муаллим Исмаил Хаккы Бей, М. С. Эзги и др.
Хаджи Ариф Бей (1831–1885) – основатель нового направления в традиционном музыкальном искусстве Турции, основу его творчества составили песни-шаркы.
С 15 в. в Турции интенсивно развивалась наука о музыке. Трактаты написаны, за редким исключением, на османско-турецком языке, чему, опять же, способствовало широкое распространение суфизма. Многие дервишские текке (особенно ордена мевлеви) были своего рода академическими учреждениями, где много внимания уделялось музыкальной теории и практике. Авторами трактатов о музыке были многие крупные представители суфизма. Ряд трактатов, написанных на арабском и персидском языках, был переведён на тюркский по велению османских султанов. Среди известных турецких учёных музыкантов 15 – начала 16 вв.: Юсуф Кыршехирли, Бедри Дильшад, Ахмедоглу Шюкруллах, Хызыр бин Абдуллах, Сейди, Ладикли Мехмед Челеби.
Сведения о музыкальной культуре 16–17 вв. содержатся в первом томе трактата «Сеяхатнаме» Эвлии Челеби (одна из первых публикаций соответствующих разделов трактата принадлежит Г. Дж. Фармеру: «Turkish instruments of music in the seventeenth Century as described in the Siyahat nama of Ewliya Chelebi», 1937). В «Сборнике музыкальных и поэтических произведений» («Меджмуа-и саз-о сёз») Али Уфки Бея, придворного музыканта султана Мехмеда IV, собрано около 550 образцов классической и народной вокальной и инструментальной музыки разных жанров и форм, распространённых в 16–17 вв. Ценный памятник музыкальной культуры – «Книга о музыкальной науке с буквенной нотацией» («Китаб-и илми-л мусики ала веджи-л-хуруфат», около 1700) Д. К. Кантемира, в которой собраны турецкие инструментальные мелодии, записанные с помощью изобретённой им оригинальной буквенно-цифровой нотации. Об особенностях турецкой музыки и музыкальных инструментах писал и переводчик Шарль Фонтон (1725–1793), много лет проживший в Турции. В своей книге «Восточная музыка: опыт сравнения с европейской музыкой» (Стамбул, 1751) он отмечал особую эмоциональность восточной музыки, связанную, по его предположению, с хроматикой.
В 20 в. турецкая музыка развивалась под сильным западным влиянием. В 1920–1930-х гг. сложилась композиторская школа – т. н. Турецкая пятёрка. Трое её представителей получили образование в Париже (двое из них – на государственную стипендию). В неё входили А. А. Сайгун – автор первой турецкой оперы «Феридун» (1934, Анкара), Дж. Р. Рей, У. Дж. Эркин, Н. К. Аксес, Х. Ф. Алнар. В 1940–1960-х гг. появились значительные оперные, симфонические, камерные произведения. Среди первых национальных балетов – «Чесмебаши» Ф. Тюзюна (1965), «Хуррем Султан» Н. Кодаллы (1977). Среди композиторов 2-й половины 20 в. – М. Сун, Б. Тарджан, И. Усманбаш, Я. Тура, среди дирижёров с международным именем – Х. Шимшек, Г. Айкал. Среди музыкантов-инструменталистов – пианистка И. Бирет (род. 1941) и скрипачка С. Кан (род. 1936), которые на основании изданного в 1948 г. парламентом Турции закона «Об особо одарённых детях» получили государственную стипендию и были направлены на учёбу в Парижскую консерваторию.
Государственные консерватории (около 40, специализируются главным образом на европейской музыке, некоторые – на традиционной) работают в составе университетов, в Анкаре – также частная Билькентская консерватория (факультет музыки и сценического искусства Билькентского университета).
Функционируют театры оперы и балета в Анкаре (1948), Измире, Мерсине, Анталье, Самсуне; в Стамбуле оперы и балеты ставятся на сцене Культурного центра «Сюрейя» (современные статус и название с 2007). Государственные симфонические оркестры – в Анкаре, Измире, Стамбуле и других городах.
Крупнейшие международные фестивали: оперы и балета в Аспендосе (основан в 1994, с 1998 международный, ежегодный), Стамбульский музыкальный (ежегодный, с 1973; первоначально мультижанровый; одна из главных площадок – византийская церковь Святой Ирины), музыкальный в Анкаре (ежегодный, с 1984), в Мерсине (ежегодный, с 2002), оперный в Стамбуле (ежегодный, с 2010), «Оперные дни ТЮРКСОЙ» (в Стамбуле и других городах, с 1994, ежегодно, не считая перерывов в 2004–2007 и 2020–2021), Стамбульский джазовый (ежегодный с 1994), Стамбульский хоровой, различные фольклорные фестивали и др. Международный конкурс вокалистов имени Лейлы Генчер проводился в Стамбуле (с 1995, раз в несколько лет).
В 2004 г. в Стамбуле состоялся международный конкурс эстрадной песни «Евровидение».
В Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО входят: традиция ашыгов – поэтов-певцов, соединяющих в себе функции эпического сказителя, музыканта-инструменталиста и актёра (2009, вместе с Азербайджаном), и эпос «Китаби деде Коркуд» (совместно с Азербайджаном и Казахстаном), включающий 13 музыкальных композиций (2018).